Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
25.04.2017
- Положением о закупке предусмотрена возможность осуществления закупок до 500 тыс. руб. у единственного контрагента. Информация о таких закупках в единой информационной сети не размещается. Программы для ЭВМ включены в утвержденный заказчиком перечень закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства. Заказчику необходимо приобрести антивирусную программу стоимостью 11 000 руб. у конкретного правообладателя, не являющегося субъектом малого и среднего предпринимательства.
Вправе ли заказчик заключить соответствующий договор с правообладателем?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если сведения об указанной в вопросе закупке не размещаются в ЕИС, ее осуществление у лица, не являющегося субъектом малого (среднего) предпринимательства не противоречит закону. В ином случае такая закупка может быть осуществлена лишь при наличии оснований, предусмотренных п. 21 Положения.
Обоснование позиции:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон 223-ФЗ) не содержит закрытого перечня способов закупки, не определяет условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. Он называет только некоторые из возможных способов закупки, прежде всего конкурсы и аукционы, тут же оговаривая, однако, что в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), в том числе закупка у единственного контрагента (п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Выбор способа закупки, процедуры выбора контрагента и заключения с ним договора определяется исключительно требованиями положения о закупке заказчика. Под участником же закупки в Законе N 223-ФЗ понимается любое лицо, участвующее в процедуре закупки, в том числе в качестве единственного контрагента в случае осуществления закупки неконкурентным способом.
Из Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 (далее - Положение), не следует, что перечень способов осуществления закупок, указанных в пп. "б" п. 4 Положения (то есть тех, участниками которых могут быть только СМСП), ограничен лишь конкурентными процедурами. Из содержания ряда норм Положения можно сделать вывод, что к закупкам, указанным в пп. "б" п. 4 Положения, относятся и закупки, осуществляемые у единственного контрагента (смотрите, например, п. 14.1 Положения). Изложенное подтверждается и разъяснениями Минэкономразвития России. Так, в письме этого органа от 09.07.2015 N Д28и-2073 отмечено, что закупки у единственного контрагента в извещении, а также документации о которых (размещенных в единой информационной системе, далее - ЕИС) указано, что их участниками являются только СМСП, могут рассматриваться как осуществляемые в соответствии с пп. "б" п. 4 Положения (при условии, что информация о таких закупках опубликована на официальном сайте). В письме этого же министерства от 14.09.2016 N Д28и-2382 указано, что при расчете десятипроцентного совокупного годового объема договоров, заключенных по результатам закупок у СМСП, можно учитывать закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о которых (извещение, документация и т.д.) опубликована в ЕИС.
С учетом п.п. 18-20 Положения отсюда, как нам представляется, следует, что любые (а не только конкурентные) закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, указанный в п. 8 Положения (далее - Перечень), с начальной (максимальной) ценой не более 200 миллионов рублей должны осуществляться у СМСП (за исключениями, предусмотренными п. 21 Положения). Однако при этом, на наш взгляд, из п.п. 18, 19, 20 Положения, а также ч.ч. 5, 8, 9, 15 ст. 4 Закона 223-ФЗ следует, что необходимость осуществления закупок товаров (работ, услуг), включенных в Перечень, исключительно у СМСП предусмотрена лишь в отношении тех закупок, сведения о которых размещены (либо должны быть размещены) в ЕИС. Это связано с тем, что упомянутыми нормами Положения право либо обязанность осуществления закупок товаров, включенных в Перечень, у СМСП поставлено в зависимость от начальной (максимальной) цены договора. Такая цена, по смыслу перечисленных норм Закона N 223-ФЗ, указывается в извещении о закупке, которое не формируется, если сведения о закупке не размещаются в ЕИС. Отсюда, по нашему мнению, следует, что не отражаемые в ЕИС на основании ч. 15 ст. 4 Закона 223-ФЗ закупки товаров, включенных в Перечень (то есть закупки до ста тысяч рублей, а для заказчиков с годовой выручкой более пяти миллиардов рублей - до пятисот тысяч рублей), могут осуществляться заказчиком не у СМСП.
Если же сведения о закупке товаров, включенных в Перечень, размещены в ЕИС, их приобретение у лица, не являющегося СМСП, возможно лишь по основаниям, предусмотренным п. 21 Положения.
В заключение отметим, что разъяснений и правоприменительной практики по заданному вопросу нам обнаружить не удалось, изложенный подход основан на нашем понимании норм Закона N 223-ФЗ и Положения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
7 апреля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним