Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

27.04.2017
ВОПРОС:
Муниципальный район собирается приобрести здание для размещения детского сада и движимое имущество (оборудование, инвентарь и т.д.) для оснащения данного детского сада. В настоящее время приобретение здания и движимого имущества для него находится на этапе планирования. В частности, не решено, каким образом будет осуществлен данный проект - в рамках реализации бюджетных инвестиций в соответствии со ст. 79 БК РФ либо путем предоставления субсидии на приобретение объекта недвижимого имущества бюджетному учреждению в соответствии со ст. 78.2 БК РФ.
Может ли отдел образования (структурное подразделение районной администрации, юридическое лицо) в рамках реализации бюджетных инвестиций быть заказчиком (в случае создания нового учреждения - детского сада) при приобретении недвижимого и движимого имущества, так как отдел образования будет закупать движимое имущество фактически для нужд другого учреждения? Если это здание будет передано в дальнейшем в оперативное управление уже существующему учреждению (детскому саду), то может ли данное учреждение выступать заказчиком при выделении из бюджета субсидии на капитальные вложения на приобретение недвижимого и движимого имущества (движимое имущество будет приобретаться отдельно от недвижимого, у другого поставщика и на основании другого контракта)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отдел образования районной Администрации может быть заказчиком при приобретении в муниципальную собственность недвижимого имущества в рамках реализации бюджетных инвестиций, предусмотренных ст. 79 БК РФ. Существующее бюджетное учреждение за счет доведенной до него в соответствии со ст. 78.2 БК РФ субсидии может приобрести недвижимое имущество в собственность муниципального образования с последующим переходом права оперативного управления на объект данному учреждению. Финансирование приобретения движимого имущества для комплектации и оборудования здания сада может быть осуществлено другим образом, к примеру, путем предоставления бюджетному учреждению целевой субсидии в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Обоснование вывода:
Бюджетным Кодексом Российской Федерации определены два основных способа финансового обеспечения приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность:
- предоставление бюджетных инвестиций (ст. 79 БК РФ);
- предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений (ст. 78.2 БК РФ).
Так, в соответствии со ст. 78.2 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии бюджетным, автономным учреждениям, унитарным предприятиям на осуществление:
- капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности;
- капитальных вложений на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
Субсидия на осуществление капитальных вложений созданному бюджетному учреждению производится в соответствии с соглашением о предоставлении такой субсидии.
Соответственно, действующее бюджетное учреждение может выступать заказчиком при приобретении объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность за счет средств субсидии, предоставленной ему в соответствии со ст. 78.2 БК РФ. Пунктом 1 статьи 78.2 БК РФ установлено, что финансовое обеспечение осуществления капитальных вложений в объекты в форме такой субсидии влечет увеличение стоимости основных средств, закрепленных на праве оперативного управления за бюджетным учреждением. Другими словами, следствием приобретения бюджетным учреждением недвижимого имущества за счет средств субсидии на осуществление капитальных вложений является возникновение права оперативного управления данного бюджетного учреждения на объект. Собственником имущества муниципального бюджетного учреждения, находящегося у него на праве оперативного управления, является соответствующее муниципальное образование (ст. 296 ГК РФ). Следовательно, проблема регистрации права собственности муниципального образования на приобретенное путем предоставления субсидии бюджетному учреждению недвижимое имущество не возникает.
В свою очередь, согласно положениям ст. 79 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках муниципальных программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в соответствии с решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты, осуществляемыми в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.
Отдел образования районной Администрации является органом местного самоуправления. Соответственно, он может выступать заказчиком при приобретении недвижимого имущества в муниципальную собственность в рамках реализации бюджетных инвестиций. Расходы, связанные с бюджетными инвестициями, осуществляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных муниципальному заказчику как получателю средств соответствующего бюджета.
После приобретения отделом образования недвижимого имущества объект может быть передан в оперативное управление бюджетного учреждения, в роли учредителя которого выступает данный орган местного самоуправления, либо передан в казну муниципального образования (п. 1 ст. 79 БК РФ).
Кроме того, Отдел образования Администрации может воспользоваться правом, определенным п. 4 ст. 79 БК РФ, и передать на безвозмездной основе на основании соглашения свои полномочия муниципального заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования муниципальных контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций.
Обратите внимание, что передача полномочий может осуществляться при освоении средств бюджетных инвестиций в соответствии со ст. 79 БК РФ, а субсидии на осуществление капитальных вложений предоставляются в соответствии со ст. 78.2 БК РФ.
Таким образом, Отдел образования районной Администрации может быть заказчиком при приобретении в муниципальную собственность недвижимого имущества в рамках реализации бюджетных инвестиций, предусмотренных ст. 79 БК РФ. В то же время может быть принято решение о доведении созданному бюджетному учреждению субсидии в соответствии со ст. 78.2 БК РФ на приобретение недвижимого имущества.
Относительно приобретения движимого имущества за счет средств, предусмотренных в местном бюджете на приобретение в муниципальную собственность объектов недвижимого имущества, отметим следующее.
Указания, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, предусматривают использование разных кодов видов расходов в зависимости от того, осуществляется ли приобретение недвижимого или движимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
В настоящее время существует практика оплаты за счет бюджетных инвестиций (КВР 410) движимого имущества, которым укомплектован объект недвижимости при строительстве "под ключ" или приобретение "укомплектованного" объекта недвижимости. Такие действия учреждений в ряде случаев проверяющие могут рассматривать в качестве нецелевого использования бюджетных средств. Даже включение стоимости этого движимого имущества в сметный расчет не всегда являлось достаточным основанием для освобождения должностных лиц от ответственности, так как, по сути, сметный расчет не является правовым основанием предоставления бюджетных средств.
Аргументом в пользу учреждения в подобной ситуации служит наличие данного направления расходов непосредственно в государственной (муниципальной) целевой программе, в рамках которой осуществляется строительство "под ключ" или приобретение "укомплектованного" объекта недвижимого имущества, независимо от того, на какие коды классификации расходов РФ могли быть отнесены расходы, связанные с приобретением (изготовлением) объектов нефинансовых активов при расходовании бюджетных средств вне такой программы (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2016 N А05-9525/2015, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 N 17АП-30/16, Закон Магаданской области от 29.12.2016 N 2135-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов", Закон Вологодской области от 22.04.2016 N 3937-ОЗ "О внесении изменений в закон области "Об областном бюджете на 2016 год", Закон Архангельской области от 23.12.2016 N 503-31-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов").
Следует учитывать, что поступившие в рамках приобретения "укомплектованного" объекта недвижимости объекты движимого имущества не могут быть приняты к учету в составе единого инвентарного объекта. Первоначальная стоимость таких объектов имущества формируется на соответствующих счетах счета 0 106 30 000 "Вложения в иное движимое имущество учреждения" (письмо Минфина России от 18.06.2015 N 02-05-11/35429).
В случае предоставления субсидии на осуществление капитальных вложений (приобретение недвижимости) бюджетные учреждения будут осуществлять расходы с применением КВР 406. При этом с применением КВР 406 могут быть осуществлены расходы, связанные исключительно с приобретением объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. Оплата расходов на приобретение "укомплектованного" объекта недвижимости бюджетным учреждением по КВР 406, по нашему мнению, возможна только в том случае, если это прямо прописано в соглашении о предоставлении субсидии на капитальные вложения.
Относительно приобретаемого отдельно движимого имущества возможность осуществления расходов за счет средств субсидии на капитальные вложения не предусмотрена. Приобретение движимого имущества для комплектации и оборудования приобретенного в муниципальную собственность здания сада может быть осуществлено другим образом, отличным от порядка, предусмотренного ст.ст. 78.2, 79 БК РФ. К примеру, денежные средства могут выделяться непосредственно созданному на базе приобретенного объекта бюджетному учреждению в виде целевой субсидии, предоставляемой в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

5 апреля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики