Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
02.05.2017
- У организации имеется спор с другим юридическим лицом о принадлежности имущества. В связи с этим спором со стороны организации оцениваются все аргументы оппонента. Был проверен баланс контрагента, размещенный на сайте Росстата, из которого видно, что за спорный период никаких операций (по приобретению имущества, движению денежных средств и т.д.) не проводилось. Для закрепления доказательной базы организацией был запрошен в налоговом органе бухгалтерский баланс (со всеми корректировочными балансами) контрагента с обоснованием причины требования. От налоговой инспекции поступил отказ со ссылкой на налоговую тайну.
Правомерен ли отказ налогового органа, если Росстат размещает бухгалтерские балансы на своем сетевом ресурсе?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бухгалтерская отчетность, доступ к которой не ограничен, не относится к сведениям, составляющим налоговую тайну. При этом налоговым законодательством не предусмотрена прямая обязанность налоговых органов представлять такие сведения по индивидуальным запросам.
Обоснование вывода:
Любые сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, полученные налоговым органом, составляют налоговую тайну, за исключением сведений, указанных в подпунктах 1-13 п. 1 ст. 102 НК РФ. Таким исключением является, например, право взыскателя, которому выдан исполнительный лист, запросить в налоговом органе сведения о банковских счетах должника.
К ним в том числе относятся сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Такое согласие представляется по выбору налогоплательщика (плательщика страховых взносов) в отношении всех сведений или их части, полученных налоговым органом, по форме, формату и в порядке, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (далее - Закон N 149-ФЗ).
Информация, размещаемая ее обладателями в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных (п. 4 ст. 7 Закона N 149-ФЗ).
В определенных законодательством случаях организации обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность (п. 6 ст. 97 ГК РФ, ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п. 2 ст. 49 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п.п. 4, 6, 7 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"). Следовательно, бухгалтерские балансы, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательной публикации, можно считать общедоступными.
Также с 1 июня 2016 года не составляют налоговую тайну сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ (пп. 11 п. 1 ст. 102 НК РФ).
Такие сведения в форме открытых данных должны открыто размещаться на официальном сайте ФНС России по адресу www.nalog.ru (п. 1.1 ст. 102 НК РФ, смотрите также приказ ФНС России от 24.12.2013 N ММВ-7-6/635@ "Об официальном Интернет-сайте Федеральной налоговой службы").
В целях размещения на сайте ФНС России соответствующие сведения формируются в наборы открытых данных по каждой организации и периодически (ежемесячно или ежегодно) обновляются. Первое их размещение состоится 25.07.2017, кроме сведений об уплаченных организацией в предшествующем календарном году суммах страховых взносов, которые впервые будут размещены на сайте ФНС России 25.02.2018 (приложение к приказу ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-14/729@ "Об утверждении сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений, указанных в пункте 1.1 статьи 102 НК РФ").
Таким образом, сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год также будут являться общедоступными после размещения их в сети Интернет и не представлять налоговую тайну.
В случае, если к бухгалтерскому балансу доступ ограничен, общедоступным он может быть признан после согласия налогоплательщика на признание его общедоступным (письмо ФНС России от 22.09.2016 N ЕД-4-2/17810@).
Как следует из вопроса, бухгалтерский баланс контрагента размещен в сети на сайте Росстата. Поэтому считаем, что в данной ситуации бухгалтерский баланс контрагента не относится к налоговой тайне.
При этом обязанность представлять бухгалтерскую отчетность по запросам пользователей НК РФ не установлена (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами). О том, что такие сведения не представляются по запросам, указано в п. 1.1 ст. 102 НК РФ. В перечне обязанностей, установленных п. 1 ст. 32 НК РФ, также отсутствует обязанность налоговых органов представлять сведения об отчетности данных налогоплательщиков по запросам их контрагентов.
Таким образом, на сегодняшний день ответ на данный вопрос не является однозначным.
Отметим, что обнаружить официальных разъяснений и судебную практику по аналогичным вопросам не удалось. Однако, анализируя разъяснения по другим запросам в налоговый орган, например в отношении налоговых правонарушений, отметим, что в основном налоговые органы отказывают по таким запросам. Например, в письме ФНС России от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@ разъясняется, что НК РФ не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах. При этом суды придерживаются противоположной позиции. Например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13.12.2007 N Ф04-67/2007(77-А67-32) суды пришли к выводу, что налоговые органы неправомерно отказали в предоставлении сведений о нарушениях законодательства контрагента, ссылаясь на налоговую тайну таких сведений.
В то же время из ответа на Вопрос: Как заинтересованным лицам (физическим лицам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям) получить в налоговых органах информацию о применяемой контрагентом системе налогообложения?, приведенного на официальном сайте ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", март 2017 г., следует, что налогоплательщик вправе получить сведения о контрагенте, не составляющие налоговую тайну.
Также необходимо отметить, что согласно ч. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
Кроме того, в соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по законодательству Российской Федерации, представляется с учетом требований указанного законодательства.
Также сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (п. 5.10 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420, п.п. 2, 4, 21 приказа Росстата от 20.05.2013 N 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").
Таким образом, организация вправе запросить бухгалтерскую отчетность не только в налоговом органе, но и в органах Росстата, которые обязаны представить сведения бесплатно.
Кроме того, непосредственно контрагент должен обеспечить возможность ознакомиться с бухгалтерской отчетностью заинтересованных лиц (смотрите также постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2015 N 13АП-20490/15).
Исходя из условия заданного вопроса, Вашей организацией был проверен баланс контрагента, размещенный на сайте Росстата. В таком случае повторное получение бухгалтерского баланса, но уже от налогового органа, организации ничего нового не дало бы. Для предположительного вывода о приобретении (или неприобретении) контрагентом какого-либо имущества за определенный временной промежуток нужны регистры бухгалтерского учета контрагента, которые не относятся к общедоступным сведениям. Сделать же вывод о приобретении (или неприобретении) контрагентом какого-либо определенного объекта основных средств (не говоря уже о другом имуществе) только на основании бухгалтерских балансов даже за ряд лет, как нам представляется, практически невозможно.
Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Получение данных налогового учета контрагента.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
11 апреля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним