Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
02.05.2017
- Автономное учреждение здравоохранения меняет потолочные светильники в одном из кабинетов в целях улучшения условий труда (освещенности), а также в целях внедрения энергосберегающих приборов освещения. В предмете договора указано, что подрядчик обязуется выполнить электромонтажные работы согласно сметному расчету, являющемуся неотъемлемой частью договора. В договоре и счете-фактуре не выделена отдельно стоимость светильников, стоимость можно увидеть только в сметном расчете. Потолочные светильники, установленные ранее, не числились в учете в качестве самостоятельных нефинансовых активов.
По какой статье КОСГУ учреждение должно оплатить данные расходы? Должно ли учреждение принять к учету данные светильники, если в счете-фактуре и договоре их стоимость не указана?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Уполномоченными должностными лицами учреждения, в первую очередь, должна быть проведена оценка имеющихся в их распоряжении документов о возможности квалификации проводимых работ в качестве работ, прямо поименованных в перечне относимых на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ или аналогичных этим работам. В противном случае если должностными лицами будет принято решение, что проводимые работы не связаны с содержанием, обслуживанием или ремонтом объектов нефинансовых активов, то расходы по договору могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в полном объеме.
Учитывать светильники отдельно от стоимости выполненных подрядчиком работ необходимости не возникает.
Обоснование вывода:
Решение по отнесению расходов автономного учреждения на тот или иной код КОСГУ принимается в зависимости от экономического содержания производимых расходов (п. 1 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, далее - Указания N 65н). Порядок отнесения расходов учреждений на определенные коды КОСГУ приведен в п. 3 раздела V Указаний N 65н.
Так, расходы по оплате договоров, связанных с приобретением, созданием объектов нефинансовых активов, подлежат отражению по статьям КОСГУ группы 300 "Поступление нефинансовых активов". Расходы, связанные с оказанием в интересах учреждения услуг (выполнением работ), подлежат отнесению, в зависимости от квалификации расходов, на соответствующие подстатьи статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации с подрядчиком заключается договор на выполнение электромонтажных работ согласно сметному расчету, являющемуся неотъемлемой частью договора. Согласно ст. 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами. Так происходит и в данном случае - подрядчик сам предоставляет материалы для выполнения работ. По итогам их выполнения в учреждение поступают смонтированные потолочные светильники. Экономическое содержание производимых расходов для автономного учреждения состоит в том, что соответствующие работы проводятся для замены потолочных светильников в целях улучшения условий труда (освещенности), а также в целях внедрения энергосберегающих приборов освещения.
Исходя из условий договора, в качестве подстатей КОСГУ, применимых в данной ситуации, могут быть:
- подстатья 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ;
- подстатья 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
В перечне работ, относимых на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, прямо поименованы монтажные работы:
- установка (расширение) единых функционирующих систем (включая приведение в состояние, пригодное к эксплуатации), таких как охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство "тревожной кнопки", а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств") (аналогичные положения приведены в п. 2 раздела V Указаний N 65н);
- монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов.
При этом следует учитывать, что работы, прямо не поименованные в подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, подлежат отнесению на данную подстатью и в тех случаях, когда они не могут быть отнесены на подстатьи КОСГУ 221-225.
По подстатье 225 КОСГУ отражаются расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, в том числе:
- по устранению неисправностей (восстановлению работоспособности) отдельных объектов нефинансовых активов, а также объектов и систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и т.п.), входящих в состав отдельных объектов нефинансовых активов;
- расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества;
- другие аналогичные расходы.
Соответственно, уполномоченными должностными лицами учреждения, в первую очередь, должна быть проведена оценка имеющихся в их распоряжении документов о возможности квалификации проводимых работ в качестве работ, прямо поименованных в перечне относимых на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ или аналогичных этим работам. В противном случае, если должностными лицами будет принято решение, что проводимые работы не связаны с содержанием, обслуживанием или ремонтом объектов нефинансовых активов, то расходы по договору могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
При принятии решения о квалификации работ уполномоченным должностным лицам учреждения необходимо учесть следующее. Согласно положениям п. 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. В качестве отдельных инвентарных объектов может быть учтено оборудование соответствующих единых функционирующих систем. Так, например, должностными лицами учреждения может быть рассмотрена возможность квалификации произведенных работ по монтажу потолочных светильников в качестве работ по модернизации части единой функционирующей системы здания.
По поводу возможности учета потолочных светильников в качестве самостоятельных объектов основных средств отметим следующее. Как указывают специалисты финансового ведомства, оплата работ (услуг) согласно соответствующей смете в полном объеме по подстатьям статьи 220 "Оплата работ, услуг" не препятствует принятию к учету в составе основных средств отдельных объектов, указанных в единых Актах выполненных работ или сметных расчетах, конечно, если такие объекты в соответствии с требованиями действующих нормативных актов должны учитываться в составе основных средств (смотрите, например, письмо Минфина России от 04.06.2010 N 02-06-10/2058).
Условия отнесения конкретных видов имущества к объектам основных средств приведены в п.п. 38, 39, 41 Инструкции 157н. При этом одним из критериев является возможность объекта самостоятельно функционировать. Потолочные светильники, в свою очередь, могут выполнять свою непосредственную функцию только после их монтажа к системе освещения здания. Следовательно, потолочные светильники не являются объектами основных средств, это расходные материалы, поставленные и использованные исполнителем в процессе выполнения им монтажных работ. Стоимость потолочных светильников, как расходных материалов, учтена подрядчиком в стоимости работ, учреждение не осуществляет их приобретение отдельно от работ. Соответственно, учитывать светильники отдельно от стоимости выполненных подрядчиком работ необходимости не возникает.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
13 апреля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним