Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

05.05.2017
ВОПРОС:
Организация применяет общий режим налогообложения и является собственником транспортного средства (большегруз), который сдает по договору аренды сторонней организации. Сторонняя организация - арендатор по данному большегрузу уплачивает платежи в систему Платон. Указанные платежи возмещаются арендатору арендодателем.
Может ли организация-арендодатель учитывать затраты, возмещаемые арендатору по плате в систему Платон, при исчислении транспортного налога и налога на прибыль организаций?
Каков порядок отражения возмещения в бухгалтерском учете арендодателя?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам большегрузными транспортными средствами, уплаченная арендатором, не уменьшает сумму транспортного налога, исчисленного собственником транспортного средства - арендодателем.
Собственник транспортного средства - арендодатель, возмещая арендатору расходы в виде платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам большегрузными транспортными средствами, может учесть данные затраты при исчислении налога на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
В бухгалтерском учете организации-арендодателя расходы в виде компенсации арендатору затрат на перечисление платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам большегрузными транспортными средствам, отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Обоснование вывода:

Транспортный налог

В соответствии с частью 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон N 257-ФЗ) движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Согласно части 6 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств.
Правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504, устанавливают порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее также соответственно - транспортные средства, Плата) (п. 1 Правил).
Взимание Платы осуществляется с использованием системы взимания платы (п. 3 Правил). Система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, носит название "Платон" (сокращение от "плата за тонну").
Оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее - реестр), представляющем собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств (п. 4 Правил).
При этом в случае, если собственником (владельцем) транспортного средства является лицо, владеющее транспортным средством на ином, чем право собственности, законном основании, регистрация такого собственника (владельца) транспортного средства осуществляется в центре информационной поддержки пользователей. При этом информация о законных основаниях владения транспортным средством указывается таким лицом в заявлении о регистрации в реестре (п. 42 Правил).
В рассматриваемой ситуации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" владельцем транспортного средства признается в том числе лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное).
Следовательно, арендатор, владея транспортным средством на основании договора аренды, является владельцем ТС на законном основании, подлежит регистрации в системе Платон и, соответственно, обязан вносить Плату.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 249-ФЗ (далее - Закон N 249-ФЗ) в часть вторую НК РФ был внесен ряд положений, предусматривающих особенности исчисления налога на прибыль организаций и транспортного налога в связи с внесением владельцами транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы, суммы платы в счет возмещения вреда, причиняемого такими транспортными средствами автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2016, и действуют до 31.12.2018 включительно (части 2, 4 ст. 2 Закона N 249-ФЗ). Смотрите также письма Минфина России от 12.09.2016 N 03-03-06/1/53177, ФНС России от 22.11.2016 N БС-4-21/22163.
В соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено ст. 362 НК РФ.
Согласно абзацу двенадцатому п. 2 ст. 362 НК РФ по истечении налогового периода сумма транспортного налога, исчисленная по итогам налогового периода налогоплательщиками-организациями в отношении каждого большегрузного транспортного средства, уменьшается на сумму Платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде.
В случае, если при применении указанного налогового вычета сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, сумма этого налога принимается равной нулю (абзац тринадцатый того же пункта).
Пункт 2 ст. 363 НК РФ дополнен абзацем, согласно которому налогоплательщики-организации в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и зарегистрированного в реестре, исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают.
Таким образом, исходя из буквального прочтения указанных норм, можно предположить, что основным условием для применения рассматриваемой льготы является то, что Плата произведена в отношении определенного транспортного средства, по которому исчисляется транспортный налог, и транспортное средство должно быть зарегистрировано в реестре. О том, что Плата должна быть внесена непосредственно собственником транспортного средства, который является плательщиком транспортного налога, в данной норме не сказано.
Однако Минфин России в письме от 21.11.2016 N 03-05-05-04/68317 разъясняет, что вычет по транспортному налогу предоставляется налогоплательщику транспортного налога в связи с уплатой им платы в счет возмещения вреда в отношении каждого зарегистрированного на налогоплательщика транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Кроме того, рассматриваемая льгота введена в ст. 362 НК РФ в связи с тем, что введение Платы увеличило финансовую нагрузку на владельцев большегрузных транспортных средств, поскольку владельцы таких транспортных средств должны уплачивать в консолидированный бюджет РФ два обязательных платежа на финансирование автомобильных дорог общего пользования. И льгота предусмотрена непосредственно в целях снижения финансовой нагрузки на налогоплательщиков транспортного налога (смотрите Пояснительную записку к проекту федерального закона N 1053039-6 "О внесении изменений в НК РФ").
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено этой статьей.
Таким образом, в случае, когда взимание Платы производится с лица, которое владеет транспортным средством на праве аренды, нагрузка на собственника транспортного средства (арендодателя) - плательщика транспортного налога не увеличивается.
Представители Минфина России также разъясняют, что если в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн и зарегистрированных на лизингодателя, плата в счет возмещения вреда уплачивается лизингополучателем, то лизингодатель не вправе уменьшить транспортный налог на уплаченную лизингополучателем сумму платы в счет возмещения вреда (письмо Минфина России от 18.07.2016 N 03-05-04-04/41940). Напомним, что договор лизинга (договор финансовой аренды) является разновидностью договора аренды (ст. 625 ГК РФ), следовательно, указанное письмо применимо и в данной ситуации. Те же выводы представлены в письме ФНС России от 17.02.2017 N БС-4-21/3029@, где среди прочего сказано, что указанный вычет по транспортному налогу может быть предоставлен исключительно налогоплательщику транспортного налога.
Исходя из изложенного, считаем, что в сложившейся ситуации арендодатель не вправе уменьшить сумму исчисленного транспортного налога в отношении большегрузного транспортного средства на сумму Платы, внесенной арендатором.
Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации, поскольку условиями договора аренды предусмотрена компенсация арендатору суммы внесенной Платы, уменьшение транспортного налога арендодателя на сумму такого возмещения невозможно.
Это обусловлено в том числе следующим.
Сведения из реестра транспортных средств системы взимания Платы представляются в налоговые органы ежегодно до 15 февраля (письмо Минфина России от 17.08.2016 N 03-04-05/48189).
Минтрансом России 13.01.2017 подготовлен проект Приказа "Об утверждении Порядка предоставления налоговым органам сведений из реестра системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн". Из проекта следует, что в налоговые органы подаются сведения в отношении лиц, которые зарегистрированы в системе Платон как владельцы транспортных лиц, и внесенных ими сумм Платы.
Следовательно, если арендодатель при заполнении декларации по транспортному налогу использует вычет в сумме Платы, внесенной в бюджет арендатором, в ходе камеральной проверки будет обнаружено несоответствие между плательщиком транспортного налога и лицом, осуществившим Плату.

К сведению:
Приказом ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@ утверждены новые форма, формат и порядок заполнения декларации по транспортному налогу. Приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования и применяется начиная с представления налоговой декларации по транспортному налогу за налоговый период 2017 года (то есть по сроку не позднее 1 февраля 2018 года).
Однако в информации ФНС от 10.01.2017 сообщается, что в течение 2017 года новая форма декларации может использоваться по инициативе налогоплательщика, например, в случае необходимости применения льготы за транспортное средство, по которому в 2016 году внесена плата по системе Платон.

Бухгалтерский учет

Порядок отражения в учете полученных арендных платежей зависит от того, является ли деятельность по предоставлению в аренду имущества основным видом деятельности организации, или предоставление осуществляется на разовой, не систематической основе.
В рассматриваемой ситуации предоставление транспортного средства по договору аренды является для арендодателя предметом его деятельности.
Соответственно, доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, когда это является предметом деятельности организации, относятся к доходам от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации").
При этом сопутствующие деятельности расходы (в том числе в виде сумм компенсации Платы, возмещаемой арендатору) признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Отражение таких доходов осуществляется с использованием счета 90 "Продажи". В свою очередь, стоимость возмещаемых арендатору расходов в виде суммы платы в систему Платон по сданному в аренду автомобилю учитывается как расходы, связанные с извлечением доходов от аренды, то есть также на счете 90 "Продажи" через счета учета затрат 20, 26.
Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2016 год (приложение к письму Минфина России от 28.12.2016 N 07-04-09/78875) в отношении отражения в бухгалтерском учете платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, содержат такие пояснения. В соответствии с ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Учитывая это, сумма Платы, подлежащая уплате экономическим субъектом, в бухгалтерском учете признается расходом. Исходя из этого и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, начисленная сумма Платы отражается по дебету счетов учета затрат в корреспонденции со счетом учета расчетов с бюджетом. Фактически уплаченные суммы Платы учитываются по дебету счета учета расчетов с бюджетом.
В Вашем случае речь идет не о перечислении платы в бюджет (когда рекомендовано использовать счет 68 "Расчеты по налогам и сборам"), а о компенсации арендатору уплаченных им в бюджет сумм. Поэтому учет перечисленного арендатору возмещения мы полагаем нужным вести с использованием счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
В бухгалтерском учете организации-арендодателя отражение компенсации арендатору платы в систему Платон может быть отражено следующим образом.
В случае если компенсация арендодателем платы в систему Платон перечисляется арендатору отдельным платежом, то в бухгалтерском учете будут отражены записи (для упрощения НДС не затрагиваем):
Дебет 76 Кредит 51
- перечислена арендатору компенсация платы в систему Платон;
Дебет 20 (26) Кредит 76
- компенсация платы в систему Платон отражена в составе расходов организации;
Дебет 62 Кредит 90
- начислена арендная плата;
Дебет 90 Кредит 20 (26)
- учтены расходы по договору аренды (в том числе компенсация платы в систему Платон);
Дебет 51 Кредит 62
- поступила арендная плата от арендатора.
В случае если условиями договора аренды предусмотрено перечисление арендатором арендной платы за минусом уплаченной им платы в систему Платон, то в бухгалтерском учете организации-арендодателя могут быть сделаны следующие записи:
Дебет 20 (26) Кредит 76
- начислена сумма компенсации платы в систему Платон арендатору;
Дебет 62 Кредит 90
- начислена арендная плата;
Дебет 90 Кредит 20 (26)
- учтены расходы по договору аренды;
Дебет 76 Кредит 62
- отражен зачет компенсации платы в систему Платон в счет арендной платы по договору;
Дебет 51 Кредит 62
- поступила от арендатора арендная плата за минусом суммы компенсации платы в систему Платон.
Причем, поскольку плата в систему Платон перечисляется (в Вашем случае арендатором автомобиля) в авансовом порядке (п.п. 6, 7 Правил), мы полагаем, что признание расхода в виде компенсированных сумм платы должно иметь место не в периоде перечисления арендатором аванса в счет планируемых маршрутов (например, если он предъявил для компенсации арендодателю суммы такого авансового платежа), а уже в периоде, когда размер платы окончательно определен. В этой связи, на наш взгляд, с арендатором следует согласовать порядок компенсации платы (например по факту окончательного определения суммы, а не по факту предварительного перечисления платы). Смотрите также письма ФНС России от 03.02.2017 N БС-4-21/1990, Минфина России от 26.01.2017 N 03-05-05-04/3747.

Налоговый учет

Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).
Общие критерии, которым должны удовлетворять расходы налогоплательщика для признания их в целях налогообложения прибыли, поименованы в п. 1 ст. 252 НК РФ (смотрите также постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.12.2014 N Ф06-18264/13 по делу N А12-16466/2014). Согласно данному пункту налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), под которыми понимаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, носит открытый характер (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в составе расходов любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ, при условии, что они не поименованы в ст. 270 НК РФ.
При оценке соответствия осуществленных затрат указанным требованиям следует принимать во внимание правовые позиции, выраженные в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, о чем свидетельствуют, например, письма Минфина России от 26.05.2015 N 03-03-06/1/30165, от 06.02.2015 N 03-03-06/1/4993, от 10.02.2010 N 03-03-05/23, от 02.02.2010 N 03-03-05/14.
Так, в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, N 366-О-П указывается на то, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения прибыли полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. Нормы, содержащиеся в абзацах втором и третьем п. 1 ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
Расходы на содержание переданного по договору аренды имущества в рассматриваемой ситуации включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 260, пп. 3 п. 2 ст. 253, второй абзац пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Согласно п. 48.21 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде суммы платы в счет возмещения вреда, причиняемого ТС, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 т, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы, в размере, на который в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ была уменьшена сумма транспортного налога, исчисленного за налоговый (отчетный) период в отношении указанных транспортных средств.
Поскольку арендодатель плату в систему Платон не осуществлял и сумму транспортного налога не уменьшал, но возместил данные расходы арендатору, то, по нашему мнению, он праве учесть данную сумму компенсации в полном объеме в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 11.01.2016 N 03-03-РЗ/64).
Прочие расходы на содержание переданного по договору аренды имущества признаются в порядке, установленном пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. Датой осуществления таких расходов является дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.
Размер расхода в виде сумм компенсации так же, как и в бухгалтерском учете, на наш взгляд, должен быть определен уже по факту установления суммы платы (а не при перечислении арендатором авансового платежа в систему Платон). Например, в письмах Минфина России от 11.01.2016 N 03-03-РЗ/64, от 28.12.2015 N 03-03-06/1/76740, говоря о признании в расходах сумм платы на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, финансовое ведомство (для целей учета у налогоплательщика) сообщило, что подтверждающими документами в отношении таких расходов будут служить отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства, и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного транспортного средства на соответствующем маршруте. На основании этих документов арендатор предъявит Вашей организации суммы компенсации.
В заключение отметим, что официальных разъяснений уполномоченных органов по аналогичным ситуациям нам обнаружить не удалось. В этой связи мы не можем исключать вероятности того, что по тем или иным причинам позиция налоговых органов может отличаться от изложенной выше. В целях оценки возможных налоговых рисков налогоплательщик может обратиться в налоговый орган по месту учета за соответствующими персональными разъяснениями (пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ), а также в Минфин России (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

12 апреля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики