Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

10.05.2017
ВОПРОС:
Подведомственные органу местного самоуправления бюджетные учреждения в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769), по мнению контролирующих органов, не отразили факты просроченной задолженности.
Относится ли задолженность к просроченной в целях формирования Сведений (форма 0503769)? Является ли неотражение просроченной кредиторской задолженности в Сведениях (форма 0503769) финансовым нарушением, по которому ответственных должностных лиц бюджетных учреждений привлекают по ст. 15.11 КоАП РФ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. В целях формирования Сведений (форма 0503769) к просроченной задолженности относятся суммы, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства не исполнены. При этом срок исполнения обязательства определяется как день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено в соответствии с условиями обязательства.
2. Должностные лица бюджетных учреждений могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ за факты неотражения просроченной задолженности в Сведениях (форма 0503769).

Обоснование вывода:
1. Порядок заполнения Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769) (далее - Сведения (форма 0503769)) рассмотрен в п. 69 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н).
В абз. 7 п. 69 Инструкции N 33н дано определение просроченной кредиторской (дебиторской) задолженности как сумм, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены.
В соответствии с п. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства могут возникнуть как из договора, так и по иным основаниям, например вследствие причинения вреда (ущерба). При этом срок исполнения обязательства, в соответствии со ст. 314 ГК РФ, определяется как день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено в соответствии с условиями обязательства.
Как правило, по большинству из обязательств можно точно определить срок их исполнения. Например:
- по обязательствам, возникающим из договора, дата их исполнения обычно прямо предусмотрена условиями договора;
- по обязательствам по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам срок исполнения регулируется законодательством (в частности Налоговым кодексом Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.
Таким образом, в целях формирования Сведений (форма 0503769) к просроченной задолженности относятся суммы, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства не исполнены. При этом срок исполнения обязательства определяется как день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено в соответствии с условиями обязательства.
2. Статья 15.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету и к бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается в том числе искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.
Соответственно, должностные лица бюджетных учреждений, допустившие неотражение не менее чем на 10% образовавшейся задолженности в качестве просроченной в Сведениях (форма 0503769), могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ.
Отметим, что с 10.04.2016, после вступления в силу Федерального закона от 30.03.2016 N 77-ФЗ, положения ст. 15.11 КоАП РФ существенно ужесточились. Однако и на основании прежних положений должностных лиц бюджетных учреждений привлекали к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ, если они допускали неотражение образовавшейся задолженности в качестве просроченной в Сведениях (форма 0503769) (смотрите, к примеру, постановление мирового судьи Судебного участка N 22 Киквидзенского района (Волгоградская область) от 30.01.2017 по делу N 5-40/2017, постановление мирового судьи Судебного участка N 3 Фрунзенского района города Саратова (Саратовская область) от 16.01.2017).
Под субъектами правонарушения по ст. 15.11 КоАП РФ следует понимать руководителей и других работников организации, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
Согласно п. 24 постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 должностным лицом, которое несет ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ в части составления бухгалтерской отчетности, является главный бухгалтер, состоящий в штате учреждения (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера). В случае ведения бухгалтерского учета третьими лицами на основании договора административную ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ, согласно п. 26 постановления Пленума ВСРФ от 24.10.2006 N 18, несет руководитель. Несмотря на то что указанное постановление Пленума ВС РФ было принято на основе норм Закона N 129-ФЗ, суды указывают, что оно подлежит применению и в настоящее время, в период действия Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". К примеру, в решении Майнского районного суда Ульяновской области от 24.10.2016 по делу N 12-56/2016 был сделан вывод, что передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту не освобождают руководителя бюджетного учреждения от ответственности за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций.

К сведению:
Начиная с 10.04.2016, когда вступил в силу Федеральный закон от 30.03.2016 N 77-ФЗ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). До этого давность привлечения к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ составляла 1 год.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим документом:
- Энциклопедия решений. Определение срока исполнения обязательства;
- Энциклопедия решений. Ответственность руководителя и главного бухгалтера в сфере бухгалтерского учета;

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

19 апреля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики