Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

12.05.2017
ВОПРОС:
В бюджетном учреждении заключен договор на поставку электроэнергии, условиями которого предусмотрено выставление пеней за просрочку оплаты. Оплата по договору осуществляется по КФО "4". В результате просрочки оплаты по договору бюджетному учреждению выставили счет на оплату пеней.
На какую статью (подстатью) КОСГУ отнести уплату пеней по данному договору? На основании каких документов следует осуществить уплату пеней?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Уплата пеней по договору за просрочку платежа подлежит отражению по коду видов расходов 853 "Уплата иных платежей" и статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ. Оплата пеней может быть осуществлена на основании представленных контрагентом документов, подтверждающих размер неустойки.

Обоснование вывода:
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 331 ГК РФ).
По общему правилу течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, если в договоре указано, что должник должен исполнить свое обязательства в срок до такого-то числа, моментом начала неисполнения обязательства будет следующий день.
Если на момент расчета должник уже исполнил просроченное обязательство, то днем окончания периода неисполнения будет день надлежащего исполнения обязательства (ст. 192 ГК РФ). Если обязательство все еще не исполнено, последним днем периода неисполнения (для целей расчета) будет день производства расчета (подачи претензии, иска и т.п.).
Количество дней, прошедших со дня, в который должно было исполниться обязательство, и до дня его фактического исполнения либо составления расчета, и будет периодом просрочки.
Расходы бюджетного учреждения должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.
На практике документальным подтверждением фактического несения затрат и обоснованности неустоек являются заключенные сторонами договоры, документы, подтверждающие факт неисполнения обязательств, соглашения о неустойке, акты приемки и платежные поручения на оплату работ (услуг), выполненных третьей стороной (постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.02.2012 N Ф07-1493/11 по делу N А42-7404/2010, ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2008 N А26-2822/2007, ФАС Поволжского округа от 04.10.2007 N А12-17775/06-с51).
При этом стороны вправе предусмотреть и иные документы, на основании которых будет уплачена пени, в том числе и соответствующий расчет, подписанный сторонами.
Обстоятельством, свидетельствующим о признании должником обязанности уплатить сумму штрафа (пени), является фактическая его уплата организации-контрагенту либо письменное подтверждение, выражающее готовность заплатить штраф.
При отнесении расходов на коды бюджетной классификации бюджетные учреждения руководствуются положениями Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н).
В соответствии с разделом V Указаний N 65н оплата санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг, других экономических санкций, за исключением штрафов за несвоевременное погашение бюджетных кредитов, относится на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
По коду вида расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда" предусмотрена, в частности, уплата пеней и штрафов по государственным (муниципальным) контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. При этом следует учитывать, что мировое соглашение также утверждается арбитражным судом (ч. 1 ст. 141 АПК РФ). То есть в случае добровольной оплаты пеней учреждением применение кода вида расходов 831 будет противоречить положениям Указаний N 65н.
Расходы по уплате иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 "Иные бюджетные ассигнования", отражаются по коду видов расходов 853 "Уплата иных платежей". К ним, в частности, относятся:
- штрафы (в том числе административные), пени (в том числе за несвоевременную уплату налогов и сборов);
- другие аналогичные расходы.
Коды видов расходов и коды КОСГУ используются во взаимной увязке в соответствии с приложением 5 к Указаниям N 65н (пп. 5.1.1 п. 5.1 раздела III Указаний N 65н). Согласно приложению 5 к Указаниям N 65н код видов расходов 853 может использоваться со статьей 290 КОСГУ.
Таким образом, уплата пеней по рассматриваемому договору осуществляется по коду видов расходов 853 и статье 290 КОСГУ.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расчетов по неустойкам (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Неустойка;
- Энциклопедия решений. Расчет договорной неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательства;
- Энциклопедия решений. Пеня и штраф как разновидности неустойки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

18 апреля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики