Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
20.01.2012
- Управа района города имеет дебиторскую задолженность, которая числится на счете 20901000. Задолженность сформировалась в результате краж: в 2008 году - оргтехники, в 2009 году - ноутбука.
Задолженность образовалась в рамках бюджетной деятельности. В настоящее время исполнительное производство по взысканию задолженности прекращено. Управа работает в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Как правильно списать задолженность, на основании каких документов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание нереальной ко взысканию дебиторской задолженности осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя субъекта бюджетного учета, а также данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и иных оправдательных документов. При этом должен соблюдаться порядок списания, установленный главным администратором доходов бюджета (уведомительный порядок, согласование и т.д.).
При списании нереальная ко взысканию дебиторская задолженность относится на финансовый результат субъекта учета.
Обоснование вывода:
В бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую. При этом существенной информацией признается такая информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета (п. 3 "Инструкции...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Таким образом, работа по своевременному и обоснованному списанию задолженности неплатежеспособных дебиторов должна постоянно осуществляться должностными лицами органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Несвоевременное же списание нереальной ко взысканию дебиторской задолженности может привести к существенному искажению показателей бюджетной отчетности.
По нашему мнению, прекращение исполнительного производства по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", является достаточным основанием для списания соответствующей дебиторской задолженности с балансового учета (обоснованность применения подобной правовой позиции косвенно подтверждается, например, содержанием письма Минфина России от 15.03.2011 N 03-03-06/2/42, определения ВАС РФ от 07.03.2008 N 2727/08).
Обратите внимание: ни Инструкция N 157н, ни Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), не устанавливают порядок документального оформления списания дебиторской задолженности неплатежеспособных дебиторов. Следовательно, такой порядок должен устанавливаться уполномоченными органами на местном уровне*(1). В частности, если речь идет о списании дебиторской задолженности по суммам, которые должны зачисляться в доход бюджета, соответствующие правила могут быть определены главным администратором доходов бюджета (ст. 160.1 БК РФ).
Так, основанием для списания с балансового учета дебиторской задолженности по доходам, признанной нереальной к взысканию, может служить*(2):
- решение руководителя субъекта учета, принятое в порядке, установленном актом главного администратора доходов бюджета;
- решение руководителя субъекта учета, принятое по согласованию с главным администратором (администратором) доходов бюджета;
- распоряжение главного администратора доходов бюджета.
В то же время далеко не всегда в распоряжении субъекта учета есть соответствующий правовой акт, утвержденный главным администратором доходов бюджета. В таких ситуациях порядок списания задолженности неплатежеспособных дебиторов может быть определен субъектом учета самостоятельно. Такой порядок, конечно же, желательно согласовать с главным администратором (администратором) доходов бюджета.
В данном случае при разработке положений соответствующего локального правового акта субъект учета может взять за основу содержание п.п. 77, 78 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Согласно данному документу задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. При этом могут оформляться следующие документы:
- Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма 0309016) (Приложение N 16 к "Методическим указаниям...", утвержденным приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49), с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности (первичные документы) и невозможность ее взыскания (постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства);
- решение инвентаризационной комиссии;
- письменное обоснование решения о списании задолженности;
- приказ руководителя субъекта учета о списании дебиторской задолженности.
В соответствии с положениями п. 86 Инструкции N 162н списание задолженности в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным, должно быть отражено проводкой:
Дебет КДБ 140110173 Кредит КДБ 120971660.
Кроме того, во избежание разногласий с органами финансового контроля в соответствии с п. 339 Инструкции N 157н субъектом учета должен быть организован учет задолженности на счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов" с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, нереальной ко взысканию и списания с балансового учета для наблюдения в течение пяти лет за возможностью ее взыскания.
В последующем списание с забалансового учета безнадежной дебиторской задолженности осуществляется:
- по истечении срока наблюдения (пять лет);
- при возобновлении процедуры взыскания задолженности;
- при поступлении средств в погашение задолженности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
28 декабря 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например:
- "Порядок...", утвержденный постановлением мэрии г. Новосибирска от 06.06.2011 N 4646;
- "Порядок...", утвержденный постановлением Главы ЗАТО г. Североморск от 02.11.2009 N 857;
- раздел 4 "Порядка...", утвержденного решением Совета депутатов Северодвинска от 28.09.2006 N 74.
*(2) Смотрите, в частности:
- Вопрос: Подскажите, пожалуйста, порядок списания просроченной дебиторской задолженности в части авансов полученных (от покупателей) ("Бюджетный учет", N 3, март 2011 г.);
- "Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации" (утверждены Минздравсоцразвития России).
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним