Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
25.05.2017
- В организации нет профсоюза, интересы работников представляет выбранный представитель работников, заключен коллективный договор. Коллективный договор был утвержден около четырех месяцев назад, в состав комиссии входили 14 человек. Коллективным договором порядок его изменения не установлен.
В настоящее время возникла необходимость внесения изменений в коллективный договор. В соответствии со ст. 44 ТК РФ внесение изменений в коллективный договор производится по той же процедуре, что и его заключение. В соответствии с главой 6 ТК РФ создается комиссия по ведению коллективных переговоров на равноправной основе.
Имеются ли нормативные документы, определяющие численность данной комиссии?
Возможен ли вариант, когда комиссия по ведению коллективных переговоров состоит из двух человек (одного представителя работников и одного представителя работодателя)?
Каковы требования по определению представителей от работников в комиссию по ведению коллективных переговоров (тайное голосование или другие варианты)?
Возможно ли создание комиссии по ведению коллективных переговоров на постоянно действующей основе, чтобы при возникновении необходимости внесения изменений в коллективный договор в дальнейшем исключить этап определения представителей от работников в комиссии?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Формирование комиссии по ведению коллективных переговоров в составе двух человек - по одному представителю от работников и работодателя, а также функционирование такой комиссии на постоянной основе трудовому законодательству не противоречит. Голосование по вопросу избрания представителя работников для участия в комиссии проводится тайным голосованием.
Обоснование вывода:
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (часть первая ст. 40 ТК РФ). Как Вы правильно отметили в вопросе, ст. 44 ТК РФ предусмотрено, что изменение коллективного договора производится в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.
Порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективного договора регулируется Трудовым кодексом РФ. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (часть первая ст. 35 ТК РФ). Согласно же части седьмой указанной статьи на локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
В силу части второй ст. 29 ТК РФ интересы работников при заключении коллективного договора в отсутствие первичной профсоюзной организации представляют иные представители, избираемые работниками. Так, ст. 31 ТК РФ предусмотрено, что в случаях, когда работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, они на общем собрании (конференции) тайным голосованием могут избрать из числа работников иного представителя (представительный орган). Представитель (представительный орган) работников имеет право согласно части первой ст. 36 ТК РФ на участие в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения.
Из части первой ст. 35 и ст. 44 ТК РФ следует, что основным принципом формирования комиссии законодатель определил именно принцип равноправия. Каких-либо иных указаний в отношении порядка формирования указанной комиссии, в том числе и по вопросу о количественном составе комиссии, положениями ТК РФ не предусмотрено. Это позволяет сделать вывод о том, что формирование комиссии в составе двух человек - по одному представителю от работников и от работодателя работников - трудовому законодательству противоречить не будет.
Законодатель прямо указывает на способ голосования на общем собрании (конференции) - представитель (представительный орган) работников избирается тайным голосованием, поэтому другие варианты (например проведение открытого голосования по вопросу избрания представителя работников) применяться не могут (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16.10.2014 по делу N 33-22677/2014).
Запрета на создание постоянно действующей комиссии на локальном уровне для ведения коллективных переговоров и заключения (изменения) коллективного договора действующее законодательство не устанавливает. Однако функционирование такой комиссии на постоянной основе, по нашему мнению, не должно ограничивать стороны социального партнерства в возможности устанавливать определенный срок действия полномочий избранных ими представителей для участия в комиссии. Срок действия полномочий представителя работников, который будет участвовать в работе комиссии, может быть определен при его избрании на общем собрании (конференции) работников.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
2 мая 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним