Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

25.05.2017
ВОПРОС:
Главный распорядитель бюджетных средств - орган исполнительной власти (склад отсутствует) обычно закупает наградную продукцию и экипировку спортсменов под конкретное мероприятие, предусмотренное календарным планом спортивных мероприятий. В настоящее время встал вопрос о том, возможна ли закупка большого количества наградной продукции и экипировки, которая будет частями использоваться при проведении мероприятий. Орган власти не имеет в штате спортсменов, экипировка передается, как правило, в подведомственные бюджетные учреждения (спортивные школы и т.д.). Бюджетный учет органа власти ведет централизованная бухгалтерия.
Может ли орган власти закупать экипировку и наградную атрибутику (кубки, медали, грамоты и т.д.) не под конкретное мероприятие, а "про запас"? В какие сроки должны списываться указанные нефинансовые активы?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Во избежание претензий со стороны контролирующих органов объемы закупки экипировки и наградной атрибутики должны согласовываться с календарным планом спортивных мероприятий. То есть суммарный объем закупок целесообразно использовать в течение периода, на который составлен план мероприятий, что также должно соответствовать срокам исполнения бюджета.
Приобретение материальных ценностей учредителем в рамках средств, предусмотренных на обеспечение выполнения функций органа исполнительной власти, для последующей передачи подведомственным бюджетным учреждениям не в полной мере соответствует положениям бюджетного законодательства. Законодательством предусмотрен только один способ финансирования бюджетных учреждений - путем доведения субсидий.
Объемы закупаемых нефинансовых активов не влияют на порядок их списания в субъекте бюджетного учета.

Обоснование вывода:
При планировании закупок экипировки и наградной атрибутики необходимо учитывать следующее.
1. Закупки органом исполнительной власти (далее - Орган) осуществляются за счет средств соответствующего бюджета. Орган является получателем бюджетных средств (участником бюджетного процесса) (ст. 6 БК РФ), финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). При этом согласно ст. 162 БК РФ в число полномочий получателя бюджетных средств входят следующие:
- составляет и исполняет бюджетную смету;
- обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
- ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);
- формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
- исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Поэтому если Орган в рамках своих полномочий осуществляет проведение спортивных мероприятий, предусматривающих награждение участников и обеспечение их экипировкой, то в нормативных документах субъекта РФ, а также в учетной политике Органа необходимо предусмотреть нормы расходования наградной продукции и порядок использования экипировки. В соответствии с указанными нормами и календарным планом мероприятий Орган может запланировать закупки.
При анализе результатов контрольно-ревизионной работы, осуществляемой в различных публично-правовых образованиях, а также соответствующей судебной практики в качестве нарушения принципа эффективности использования бюджетных средств (имущества) рассматривается расходование средств без достижения требуемого (заявленного) результата, в том числе приобретение материальных ценностей, необходимость в которых отсутствует или наступит по истечении значительного промежутка времени.
В рассматриваемой ситуации во избежание претензий со стороны проверяющих органов объемы закупки экипировки и наградной атрибутики должны согласовываться с календарным планом спортивных мероприятий. То есть суммарный объем закупок целесообразно использовать в течение календарного года (иного периода, на который составлен план), что также должно соответствовать срокам исполнения бюджета. При этом понесенные расходы за счет средств бюджета должны осуществляться в пределах доведенных на эти цели лимитов.
2. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными (автономными) учреждениями осуществляется путем предоставления им субсидий в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Кроме того, из соответствующего бюджета бюджетному учреждению могут выделяться:
- субсидии на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
- субсидии на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ).
Одной из задач Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) являлось изменение формата обеспечения деятельности бюджетных учреждений - за счет субсидий, исключив регулярное снабжение учреждений имуществом (что характерно для казенных учреждений - участников бюджетного процесса).
Иными словами, в ходе финансовых проверок данный факт может стать причиной разногласий с проверяющими органами, так как подобное приобретение может быть расценено как нарушающее целевой характер использования бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение выполнения функций органа исполнительной власти.
3. Объемы закупаемых нефинансовых активов не влияют на порядок их списания в субъекте бюджетного учета. То есть наградная продукция должна списываться в установленном порядке при фактическом использовании при награждении (вручении). Списание экипировки в рассматриваемой ситуации может быть организовано как передача подведомственным учреждениям (с учетом вышеуказанных рисков) или в установленные для учреждений в сфере спорта сроки*(1).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

3 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите Вопрос: Районным управлением по физической культуре и спорту для экипировки сборных команд района приобретены спортивные костюмы (форма). Спортивные костюмы (экипировка) выданы спортсменам более 3-х лет назад и используются ими на соревнованиях. Костюмы учитываются в составе материальных запасов на счете 105. Каков срок эксплуатации такой спортивной формы? По каким основаниям ее списывать? Как правильно обеспечить должный учет такого имущества, если в наличии спортивной формы нет, так как она выдана спортсменам? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2016 г.).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Снабжение учреждений имуществом (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Снабжение бюджетных (автономных) учреждений имуществом;
- Энциклопедия решений. Неэффективное использование бюджетных средств и имущества (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Из практики контрольно-ревизионной работы. Операции, которые могут быть квалифицированы в качестве неэффективного использования бюджетных средств (имущества).

 

Все консультации данной рубрики