Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

26.05.2017
ВОПРОС:
Российская организация купила товар у организации, которая зарегистрирована в государстве - участнике Таможенного союза Евразийского экономического союза.
Налоговая декларация по НДС была сдана вовремя. Сумма НДС пока не уплачена.
В какой срок российская организация должна подать налоговую декларацию по косвенным налогам? В какой срок необходимо подать заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов? Какая ответственность установлена за пропуск срока подачи налоговой декларации? Каков предельный срок подачи налоговой декларации по косвенным налогам и заявления об уплате косвенных налогов в целях получения права на вычет сумм НДС, перечисленных в бюджет?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При ввозе товаров из стран - участниц ЕАЭС импортер обязан подать Декларацию по косвенным налогам в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов необходимо подавать одновременно с налоговой декларацией по косвенным налогам даже в том случае, если данные налоги по каким-либо причинам не были перечислены в бюджет в установленный срок. В таком случае сотрудник налогового органа формирует Уведомление об отказе в проставлении отметки на заявлении. После уплаты НДС организация-импортер может подать новое Заявление, при этом ранее поданное отзывается.
За пропуск установленного срока подачи Декларации к организации могут быть применены меры ответственности в виде штрафов, установленных НК РФ и КоАП. В то же время для получения права на вычет сумм НДС, перечисленных в бюджет, необходимо подать Декларацию и Заявление об уплате косвенных налогов. Предельный срок подачи таких документов не установлен, однако для целей принятия сумм НДС к вычету указанные документы должны быть поданы не позднее 3-х лет с даты ввоза товаров.

Обоснование вывода:
При осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств - участников Таможенного союза ЕАЭС необходимо руководствоваться:
- Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее - Договор);
- Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, далее - Протокол) (Астана, 29 мая 2014 г.);
- Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее - Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11.12.2009);
- Налоговым кодексом РФ. При этом приоритет имеют нормы Договора и Протоколов (ст. 7 НК РФ).
При ввозе товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена уплата косвенных налогов, в частности НДС, осуществляется налогоплательщиком-импортером. То есть при ввозе товаров на территорию РФ из стран - участниц Договора российский покупатель (организация или индивидуальный предприниматель) - собственник товара должен уплатить НДС. При этом налог уплачивается в особом порядке. Так, в силу п. 19 Протокола НДС уплачивается импортером не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
В этот же срок в соответствии с п. 20 Протокола необходимо представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам по форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н (далее - Декларация).
Одновременно с Декларацией налогоплательщики представляют в налоговые органы документы, предусмотренные п. 20 Протокола (п. 4 и 6 Порядка заполнения декларации, письмо Минфина России от 22.07.2010 N 03-07-15/101):
- заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика (далее - Заявление);
- выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена;
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
- счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена. Если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена либо товары приобретаются у налогоплательщика государства, не являющегося членом Союза, то вместо счета-фактуры в налоговый орган представляется иной документ (документы), выставленный (выписанный) продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;
- договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена.
Указанные документы подаются для целей принятия НДС, перечисленного в соответствии с п. 19 Протокола НДС, к вычету (исходя из п. 26 Протокола, ст.ст. 171 и 172 НК РФ), а также для целей подтверждения организацией-экспортером права на нулевую ставку НДС (в силу п. 3 Протокола).

Последствия неуплаты НДС при ввозе

Однако в рассматриваемой ситуации при ввозе товаров с территории страны - участницы ЕАЭС российской организацией НДС не был перечислен в бюджет.
Пунктом 22 Протокола предусмотрено, что в случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, уплаты таких налогов в более поздний срок по сравнению с установленным п. 19 Протокола налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размерах, установленных законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства-члена (п. 3 Приказа ФНС России от 08.04.2015 N ММВ-7-15/140@).
В случае, когда российская организация не уплатила в срок сумму НДС при ввозе товаров из страны - участницы ЕАЭС, налоговый орган может взыскать эту сумму принудительно в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ (п. 2 ст. 45 НК РФ). Кроме этого, с налогоплательщика могут быть взысканы пени за несвоевременную уплату НДС в соответствии с положениями ст. 75 НК РФ в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Что касается предъявления суммы НДС к вычету, взысканной налоговым органом (либо уплаченной организацией самостоятельно, но позднее срока, установленного п. 19 Протокола), отметим, что суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию РФ с территории стран - участниц ЕАЭС, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством РФ (в силу п. 26 Протокола).
В соответствии с положениями ст.ст. 171 и 172 НК РФ налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную согласно ст. 166 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, на суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, после принятия на учет ввезенных товаров при наличии документов, подтверждающих уплату указанных сумм, и при использовании данных товаров для осуществления операций, облагаемых НДС. То есть принятие суммы НДС к вычету по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, без фактической уплаты налога в бюджет действующее законодательство не предусматривает (постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.06.2015 N Ф04-20132/15).
Минфин России в своих разъяснениях отмечает, что право на вычет соответствующих сумм НДС возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором НДС по товарам уплачен и отражен в соответствующих налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров (письма от 26.01.2012 N 03-07-14/10, от 20.07.2011 N 03-07-13/01-26).
Отметим, что в письмах от 02.07.2015 N 03-07-13/1/38180, от 17.08.2011 N 03-07-13/01-36 Минфин России придерживается позиции, что право на вычет НДС, уплаченного при ввозе товаров, подтверждается не только документами, свидетельствующими о фактической уплате НДС в бюджет, но и наличием отметки на Заявлении, свидетельствующей об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога. Суды с такой позицией чиновников не соглашаются и указывают на тот факт, что ни международные акты таможенного союза (впоследствии ЕАЭС), устанавливающие порядок взимания косвенных налогов, ни положения главы 21 НК РФ не связывают право налогоплательщика на заявленные вычеты с отметкой, проставляемой на Заявлении (постановления ФАС Центрального округа от 14.02.2012 N Ф10-5390/11, Московского округа от 25.07.2011 N КА-А41/7408-11). В то же время в соответствии с п. 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (утверждена Постановлением N 1137), при ввозе на территорию РФ с территории страны - участницы ЕАЭС товаров, в отношении которых взимание НДС осуществляется налоговыми органами, в книге покупок регистрируются заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС и указываются реквизиты документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.
Во избежание налоговых рисков организация может предъявить сумму НДС, перечисленную в бюджет при ввозе товаров из страны - участницы ЕАЭС, не ранее того периода, в котором проставлена отметка налогового органа об уплате НДС.
При этом в соответствии с п. 1.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты в виде сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ (п. 2 ст. 171 НК РФ), могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет ввезенных налогоплательщиком товаров*(1).

О Декларации о косвенных налогах и Заявлении о ввозе товара и уплате налогов

Исходя из п. 20 Протокола импортер обязан представить Декларацию в установленный срок - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, независимо от уплаты им сумм косвенных налогов.
К российской организации за непредставление налоговой декларации по косвенным налогам могут быть применены меры ответственности, установленные законодательством РФ (п. 22 Протокола).
Так, согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Кроме того, нарушение установленного срока представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от трехсот до пятисот рублей.
При этом, по нашему мнению, даже в случае неперечисления НДС в бюджет при ввозе товара, одновременно с Декларацией необходимо подавать Заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов.
При этом, в соответствии с п. 6 Правил заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (приложение 2 к Протоколу об обмене информацией) в течение десяти рабочих дней со дня поступления Заявления и документов, предусмотренных п. 20 Протокола, должностное лицо налогового органа, принявшего Заявление, должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного способа уплаты) либо мотивированно отказать в соответствующем подтверждении.
Так, в соответствии с п. 8.1.6 приказа ФНС от 08.04.2015 N ММВ-7-15/140@ "Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса "ЕАЭС - обмен" (далее - Методические рекомендации) в случае отказа в подтверждении уплаты косвенных налогов (освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость и (или) акцизами) должностное лицо, проводившее проверку, формирует и распечатывает уведомление об отказе в проставлении отметки (далее - Уведомление).
В дальнейшем, после перечисления соответствующей суммы НДС в бюджет, организация-импортер может подать новое заявление. Ранее поданное Заявление подлежит отзыву. Так, в соответствии с п. 8.2.4 Методических рекомендаций должностное лицо отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок, осуществляет отзыв заявления, в частности если:
- установлено, что налогоплательщиком представлено новое заявление взамен ранее проверенного заявления, в том числе при возврате товаров;
- получена информация от налогоплательщика о необходимости отзыва заявления.
В соответствии с пп. 3 п. 8.6 Методических рекомендаций "в случае выявления факта непредставления заявления российским импортером и неисполнения им своих обязательств, предусмотренных протоколом о порядке взимания налогов, должностное лицо отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок, принимает исчерпывающие меры по исполнению пункта 22 протокола о порядке взимания налогов"*(2).

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Налоговые вычеты по НДС при ввозе товаров с территории Таможенного союза (ЕАЭС);
- Энциклопедия решений. НДС при ввозе товаров с территории государств - участников Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия);
- Энциклопедия решений. Взыскание налоговым органом недоимки, пеней, штрафов и процентов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

3 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Обращаем внимание, что организация-продавец не сможет подтвердить свое право на применение нулевой ставки НДС без подачи российской организацией Заявления и перечисления суммы НДС в бюджет. Так, согласно п. 5 Протокола документы, предусмотренные п. 4 Протокола (подтверждающие правомерность применения нулевой ставки НДС), представляются экспортером в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате экспортером в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства-члена, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
*(2) Отметим, что налоговым законодательством РФ не установлена ответственность за непредставление (несвоевременное представление) Заявления. По нашему мнению, в случае непредставления организацией-импортером Заявления вместе с Декларацией налоговый орган может применить ст. 126 НК РФ "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля", пунктом 1 которой установлен штраф в размере 200 рублей за каждый документ.

 

Все консультации данной рубрики