Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
29.05.2017
- Между органом исполнительной власти субъекта РФ и муниципальным предприятием заключено соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию недополученных доходов. Орган исполнительной власти часть суммы возместил на три месяца позже установленной договоренности. Муниципальное предприятие выставило претензию по погашению основной задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами. Соглашением не предусмотрены какие-либо штрафные санкции.
Распространяются ли общие положения об ответственности за неисполнение денежного обязательства, установленные ст. 395 ГК РФ, на отношения, связанные с предоставлением субсидии на компенсацию недополученных доходов (в случае перечисления средств субсидии с нарушением сроков, установленных соглашением между органом исполнительной власти субъекта РФ и непосредственным получателем субсидии)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Положения ст. 395 ГК РФ в приведенном случае не применяются.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В силу пп. 2 п. 2 той же статьи субсидии из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете, законами субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ.
Порядок предоставления субсидий из бюджета субъекта РФ устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и должен соответствовать общим требованиям, утвержденным на основании п. 3 ст. 78 БК РФ постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 (далее Требования). Как следует из приведенного документа, нормативные правовые акты о предоставлении субсидий должны предусматривать условия об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение (пп. "г" п. 2 Требований), в том числе при необходимости могут содержать положения о штрафных санкциях (п. 6 Требований).
Регулирование отношений по предоставлению субсидий осуществляется не только порядком, установленным соответствующим нормативно-правовым актом, но также заключаемым между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии соглашением (договором) в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов РФ, финансовым органом субъекта РФ, о предоставлении субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Следовательно, возможность применения ст. 395 ГК РФ зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми либо (если они таковыми не являются) имеется ли указание законодателя о возможности применения ст. 395 ГК РФ к конкретным правоотношениям (смотрите, в частности, определения Конституционного Суда РФ от 19.04.2001 N 99-О, от 25.11.2010 N 1535-О-О, от 11.05.2012 N 804-О). Отношения по предоставлению субсидий регулируются, как видно из вышеизложенного, бюджетным законодательством, на котором основываются и соглашения о предоставлении субсидий (смотрите, например, постановление АС Северо-Западного округа от 24.03.2015 N Ф07-377/15). Бюджетным кодексом РФ не предусмотрена возможность применения статьи 395 ГК РФ к отношениям, связанным с предоставлением субсидий из бюджетов. Следовательно, в отсутствие соответствующих указаний в нормативном правовом акте, на основании которого предоставляется субсидия, и (или) в соглашении о предоставлении субсидии в связи с нарушением сроков предоставления субсидии у получателя не возникает права требовать уплаты ему процентов по ст. 395 ГК РФ. На это неоднократно указывали и суды (смотрите, в частности, постановления Четырнадцатого ААС от 27.04.2016 N 14АП-1886/16, Пятнадцатого ААС от 04.08.2016 N 15АП-10698/16; от 18.09.2014 N 15АП-13853/14, определение ВАС РФ от 21.01.2014 N ВАС-19979/13, АС Северо-Кавказского округа от 08.08.2014 по делу N А32-28015/2013, АС Дальневосточного округа от 22.12.2016 N Ф03-5984/16, от 06.09.2016 N Ф03-4106/16, от 20.02.2016 N Ф03-51/16, от 15.02.2016 N Ф03-52/16).
Справедливости ради отметим, что в судебной практике встречается и противоположный подход (смотрите, например, постановление Первого ААС от 26.06.2015 N 01АП-3516/15, постановление Восьмого ААС от 30.08.2016 N 08АП-5880/16). В частности, можно обнаружить примеры взыскания с получателей субсидии процентов при нарушении ими сроков возврата субсидии в бюджет (постановление АС Западно-Сибирского округа от 05.09.2016 N Ф04-2973/16). Однако в рамках этой консультации мы не можем оценить вероятность применения судом подобного подхода.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
12 мая 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним