Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

30.05.2017
ВОПРОС:
В казенном учреждении возникла необходимость заменить монитор в составе компьютера. Причины замены мониторов - модернизация (замена устаревших мониторов на современные, широкодиагональные), замена вышедших из строя мониторов на рабочие. Компьютер приобретался в 2007 году как "компьютер в сборе" без указания стоимости отдельных комплектующих. Как документально оформить разукомплектацию компьютера и рассчитать стоимость монитора, если стоимость составных частей компьютера неизвестна?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок документального оформления при замене монитора в составе компьютера зависит от квалификации проводимых работ. При квалификации работ по замене монитора в компьютере в качестве ремонта стоимость компьютера не увеличивается. При отнесении данных работ к модернизации происходит увеличение первоначальной стоимости компьютера. Монитор, подлежащий замене и выводимый из состава компьютера, принимается к учету по текущей оценочной стоимости, определяемой комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов.

Обоснование вывода:
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ). В свою очередь, перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями, и Методические указания по их применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Методические указания).
Такие хозяйственные операции, как поступление, выбытие объектов нефинансовых активов (далее - НФА), а именно, основных средств, материальных запасов, осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия), оформленного Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
В рассматриваемой ситуации замена мониторов осуществляется по двум причинам:
- используемые мониторы вышли из строя;
- используемые мониторы, находящиеся в рабочем состоянии, морально устарели.
Работы по замене монитора могут квалифицироваться в качестве ремонта или модернизации. Действующее законодательство Российской Федерации не содержит четких критериев для разграничения работ в качестве ремонта или модернизации. Поэтому подобные критерии должны быть раскрыты в учетной политике казенного учреждения*(1).
Правильная квалификация работ по замене монитора в компьютере в качестве ремонта или модернизации важна по той причине, что данные операции различным образом отражаются в бюджетном учете казенного учреждения.
Так, согласно п. 27 Инструкции N 157н модернизация, в том числе с проведением частичной ликвидации (разукомплектации), изменяет первоначальную (балансовую) стоимость объекта НФА, в то время как расходы в части работ по ремонту списываются на финансовый результат текущего года и не увеличивают стоимость объекта НФА.
Отметим, что определение типа проводимых работ входит в компетенцию Комиссии, к работе в составе которой могут быть привлечены профильные (технические) специалисты, обладающие соответствующей квалификацией. Независимо от квалификации работ в качестве ремонта или модернизации все расходы казенного учреждения должны быть обоснованы и документально подтверждены. Принятое Комиссией решение о необходимости проведения работ по замене монитора и их квалификация должны подтверждаться соответствующим документом (актом), содержащим подписи всех членов комиссии.
В целях обоснования проведения ремонта или модернизации может быть приложен акт технического состояния (иной документ, предусмотренный учетной политикой учреждения), содержащий сведения о техническом состоянии объекта и заключение о невозможности его дальнейшей эксплуатации. В данном акте должна быть отражена информация о выявленных недостатках, перечень необходимых работ для приведения компьютера в состояние, пригодное для эксплуатации. В случае квалификации работ по замене монитора в качестве модернизации в акте следует также указать характеристики работ, в том числе замененных запасных частей (составных частей единого объекта), на основании которых комиссия приняла решение.
Унифицированная форма такого акта не утверждена, поэтому он может быть составлен в произвольной форме с соблюдением требований, указанных в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 7 Инструкции N 157н, и утвержден в составе учетной политики учреждения.
Работы по модернизации и ремонту могут проводиться как собственными силами, так и с привлечением сторонних организаций. В целях отражения в бюджетном учете факта передачи (получения) объекта нефинансовых активов для проведения ремонта, модернизации применяется акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма 0504103). При этом, если ремонт или модернизацию выполняла сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в казенном учреждении, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
В случае выполнения работ по замене монитора собственными силами списание с балансового учета стоимости самостоятельно приобретенного монитора производится на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210) или Акта о списании материальных запасов (форма 0504230).
В силу п. 27 Инструкции N 157н результат работ по ремонту объекта основных средств, не изменяющих его стоимость, включая замену элементов в сложном объекте основных средств (в комплексе конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое), подлежит отражению в регистре бухгалтерского учета - Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства путем внесения записей о произведенных изменениях. При этом в соответствии с Методическими указаниями основанием для отражения в Инвентарной карточке (форма 0504031) результата работ по ремонту компьютера (замене вышедшего из строя монитора на рабочий) будет являться Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма 0504103).
Если замена монитора в компьютере рассматривается Комиссией как его модернизация, то данный факт в учете целесообразно оформить как частичную разукомплектацию объекта с выделением стоимости старого монитора и последующим дооборудованием. Данная процедура осуществляется без полного списания объекта с балансового учета с сохранением инвентарного номера, а информация о проведенной модернизации и изменении первоначальной (балансовой) стоимости отражается в Инвентарной карточке (форма 0504031) компьютера на основании Акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (форма 0504103). Также может составляться Акт о разукомплектации (частичной ликвидации) основного средства. Форма данного акта не утверждена, поэтому она может быть разработана и утверждена в составе учетной политики учреждения*(2). В акте необходимо указать сведения обо всех материальных ценностях, принимаемых к учету по результатам проводимых работ.
Таким образом, стоимость компьютера после проведения модернизации будет увеличена на стоимость нового монитора и уменьшена на стоимость старого монитора. Кроме того, стоимость компьютера может быть увеличена и на стоимость работ, связанных с модернизацией.
Фактическая стоимость старого монитора может быть определена исходя из его текущей оценочной стоимости на дату принятия к учету (п. 106 Инструкции N 157н). Определение текущей оценочной стоимости осуществляется в соответствии с п. 25 Инструкции N 157н, согласно которому под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету. Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бюджетному учету объекта НФА может быть произведено Комиссией на основании:
- данных о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведений об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертных заключений (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в Комиссии) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов НФА.
Аналитический учет затрат по модернизации ведется в Многографной карточке (форма 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по конкретному реконструируемому, модернизируемому объекту нефинансовых активов (п. 128 Инструкции N 157н).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет реконструкции и модернизации основных средств (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Учет текущего ремонта основных средств (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

11 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, п. 3.2 примерной формы учетной политики для целей бухгалтерского учета (для государственного (муниципального) учреждения) (редакция на 2017 год) (подготовлено экспертами компании "Гарант").
*(2) Смотрите, например, Акт о разукомплектации (частичной ликвидации) основного средства, подготовленный экспертами компании "Гарант".

 

Все консультации данной рубрики