Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

23.01.2012
ВОПРОС:
Имеет ли право государственный заказчик предусматривать в своей документации и в условиях контракта требования к содержанию банковской гарантии, а именно обеспечение определенных (не всех) обязательств? Имеет ли право государственный заказчик не принимать банковскую гарантию у победителя аукциона в том случае, если в ней указано обеспечение исполнений всех обязательств по государственному контракту, но не конкретной части, предусмотренной в документации государственного заказчика?
ОТВЕТ:

Действительно, при размещении заказа путем проведения аукциона в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о заказах) заказчик вправе установить требование об обеспечении исполнения заключаемого по результатам аукциона контракта. К числу допустимых Законом о заказах способов обеспечения исполнения контракта (конкретный способ обеспечения определяется участником аукциона самостоятельно) относится и безотзывная банковская гарантия (ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12 названного Закона).
В случае установления требования об обеспечении исполнения контракта в документации об аукционе указываются размер обеспечения, срок и порядок его предоставления. Кроме того, заказчик вправе (а в предусмотренных законом случаях - обязан) определить обязательства по контракту, которые должны быть обеспечены (п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона о заказах).
В этом случае, если участник, с которым должен быть заключен контракт по итогам аукциона, не предоставляет обеспечение, он считается уклонившимся от заключения контракта (ч. 1 ст. 38, ч. 11 ст. 41.12 Закона о заказах). При этом предоставление гарантии, не соответствующей требованиям, установленным документацией, не считается надлежащим предоставление обеспечения (смотрите, например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 9 марта 2011 г. N Ф03-466/2011).
Однако при оценке описанной ситуации, на наш взгляд, следует исходить из существа банковской гарантии - удовлетворения гарантом интересов кредитора при неисполнении должником его обязательств (п. 1 ст. 369 ГК РФ). Соответственно, предоставление Закона о заказах заказчику права указать обеспечиваемые обязательства следует понимать как возможность определения именно тех обязательств, при нарушении которых заказчик получит право обратиться за выплатой гаранту, определение условий реализации этого права (ст. 368, п. 1 ст. 374 ГК РФ).
Соответственно, предоставляемую участнику банковскую гарантию следует оценивать по существу - покрывает ли она те обязательства, обеспечения которых требовал заказчик или нет. Если по условиям банковской гарантии она дает заказчику право обратиться к гаранту с требованием о выплате денежной суммы в размере, установленном документацией об аукционе, при нарушении тех обязательств, обеспечение которых требовалось в соответствии с документацией об аукционе, ее следует признать надлежащей. Признание банковской гарантии ненадлежащей по формальным признакам, в том числе неуказание в ней отдельных обеспечиваемых обязательств, при том, что она обеспечивает контракт в целом, недопустимо (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 октября 2011 г. N Ф07-9395/11).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

30 декабря 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики