Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

02.06.2017
ВОПРОС:
В силу части 4 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме. По поручению Роспотребнадзора (без письменного распоряжения, без присутствия должностного лица Роспотребнадзора) эксперты выезжают в организации и осуществляют отбор образцов продукции и пробы среды. Правомочны ли указанные органы делегировать отбор проб экспертной организации?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Эксперт (экспертная организация) не вправе производить отбор образцов продукции и проб среды в отсутствие должностного лица Роспотребнадзора, уполномоченного проводить проверку.

Обоснование вывода:
При проведении проверочных мероприятий органы Роспотребнадзора вправе отбирать образцы продукции, пробы окружающей и производственной среды (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), абз. 6 и 8 п. 1 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), пп. 3 п. 4 ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", пп. "ж" п. 7 и пп. "в" п. 10 Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N 412).
В случаях, когда отбор образцов требует определенных познаний, навыков или специального оборудования, должностные лица Роспотребнадзора могут привлечь к участию в проводимой проверке аккредитованных в установленном порядке экспертов, экспертные организации (п.п. 7 и 9 ст. 2 Закона N 294-ФЗ, п. 1 ст. 42 Закона N 52-ФЗ, п. 13 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 N 764 (далее - Административный регламент)).
Если отбор проб был произведен экспертами (экспертными организациями), не аттестованными (не аккредитованными) в установленном порядке, либо связанными трудовыми или гражданско-правовыми отношениями с проверяемым лицом, то такая проверка считается проведенной с грубыми нарушениями требований Закона N 294-ФЗ и ее результаты будут отменены по заявлению проверенного лица (ч. 1, п.п. 1.1 и 8 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации экспертная организация проводит отбор образцов продукции и проб среды без предъявления распоряжения (приказа) о проведении проверки, а также в отсутствии должностного лица Роспотребнадзора.
Как следует из п. 52 Административного регламента содержание административного действия по отбору образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды заключается в совершении должностными лицами Роспотребнадзора в ходе выездной проверки действий по отбору образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды в целях проведения их исследований, испытаний, измерений в случае, если такая продукция, объект окружающей среды или производственной среды являются предметом проверки, и, исходя из содержания обращения (информации), послужившего (-ей) основанием для проведения проверки, повлекли или могли повлечь:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан;
2) причинение вреда жизни, здоровью граждан;
3) нарушение прав потребителей.
В этой связи рекомендуем ознакомиться с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 августа 2014 г. N 09-13092-14-16 "Ответ на обращение по вопросу порядка осуществления отбора проб продукции при проведении проверок".
Если же в ходе проверки привлекаются эксперты (экспертные организации), данные лица должны быть указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки (п. 54 Административного регламента, ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ). Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Обращаем Ваше внимание, что оформление протокола отбора образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды осуществляется должностным лицом Роспотребнадзора, уполномоченным проводить проверку, который обеспечивает передачу отобранных образцов (проб) аккредитованным эксперту или экспертной организации (п. 55 Административного регламента).
В силу прямого указания п. 4 ст. 15 Закона N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений.
Таким образом, по нашему мнению, отбор образцов (проб) продукции, произведенный экспертами (экспертной организацией) самостоятельно, без участия должностного лица Роспотребнадзора, равно как и результаты экспертизы образцов (проб) могут быть признаны судом недопустимым доказательствами и в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не используются в качестве доказательства наличия либо отсутствия состава административного правонарушения. В этой связи обратите внимание на судебную практику, смотрите, например: решение Арбитражного суда Пензенской области от 15 декабря 2010 г. N А49-7688/2010, решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 декабря 2015 г. по делу N А06-9555/2015, решение Арбитражного суда г. Севастополя от 26 января 2017 г. по делу N А84-3891/2016.
Поэтому, подводя итог вышеизложенному, полагаем, что эксперт (экспертная организация) может проводить отбор образцов продукции и проб среды только в присутствии должностного лица Роспотребнадзора, проводящего проверку.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

11 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики