Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

05.06.2017
ВОПРОС:
В соответствии с приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 N 10 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации", регулирующим время труда и отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением в гражданской авиации, при сменной работе (суммированном учете рабочего времени) межсменный отдых должен быть не менее двойной продолжительности смены, а еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 42 часов.
В организации авиадиспетчерам предоставляется еженедельный непрерывный отдых в размере 42 часа, который начинает исчисляться с момента окончания смены, то есть межсменный отдых поглощается еженедельным (например, заканчивая ночную 12-часовую смену, диспетчер выходит на работу в 8-00 утра через день).
Правомерно ли это? Должен ли работникам предоставляться до выходных дней ежедневный (междусменный) отдых?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Трудовое законодательство РФ не будет нарушено при предоставлении работникам, осуществляющим управление воздушным движением в гражданской авиации, еженедельного непрерывного отдыха продолжительностью 42 часа, исчисляемого с момента окончания одной смены и до момента начала новой смены.

Обоснование позиции:
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда работников осуществляющих управление воздушным движением устанавливаются Трудовым кодексом РФ и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации (далее - Положение), утвержденным приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 N 10 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации".
Нормальная продолжительность рабочего времени диспетчера УВД установлена п. 5 Положения и не может превышать 36 часов в неделю, при этом продолжительность смены установлена 7,2 часа. При установлении в организации суммированного учета рабочего времени максимальная продолжительность смены не должна превышать 9 часов (день), 12 часов (ночь); учетный период рабочего времени при этом должен составлять от 3 месяцев до 1 года и продолжительность рабочего времени не должна превышать нормального числа рабочих часов. Порядок ведения суммированного учета рабочего времени и продолжительность учетного периода в конкретной организации устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка (п. 7 Положения).
Согласно ст. 107 ТК РФ к видам времени отдыха относятся в том числе ежедневный (междусменный) отдых и еженедельный непрерывный отдых (выходные дни).
Трудовой кодекс РФ не содержит норм, регламентирующих продолжительность предоставления ежедневного (междусменного) отдыха. В соответствии с п. 12 Положения длительность междусменного отдыха диспетчера должна быть не менее двойной продолжительности смены, предшествовавшей отдыху. В некоторых случаях работодателю предоставлена возможность сократить время ежедневного отдыха до продолжительности предшествующей смены, но тогда должно быть увеличено время отдыха в течение текущего месяца.
В ст. 110 ТК РФ установлена продолжительность еженедельного непрерывного отдыха - не менее 42 часов. При сменном графике работы, как в нашем случае, выходные дни предоставляются в различные дни недели согласно правилам внутреннего трудового распорядка и графику сменности (ст. 111 ТК РФ, п. 13 Положения).
Учитывая изложенное, полагаем, что продолжительность еженедельного непрерывного отдыха исчисляется с момента окончания смены накануне выходных дней и длится до начала новой смены.
Для некоторых категорий работников устанавливается особый порядок предоставления еженедельного отдыха. Так, в соответствии с приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" еженедельный непрерывный отдых водителя должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом. То есть в данном случае ежедневный (междусменный) отдых суммируется с еженедельным непрерывным отдыхом.
Однако подобные правила для работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации, не предусмотрены. Следовательно, не будет нарушать трудового законодательства РФ предоставление диспетчерам еженедельного непрерывного отдыха продолжительностью 42 часа с момента окончания одной смены и до момента начала новой смены.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

19 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все консультации данной рубрики