Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

05.06.2017
ВОПРОС:
На балансе бюджетного учреждения числятся 37 домиков, входящих в состав базы отдыха. База отдыха зарегистрирована как самостоятельный объект, получено свидетельство о государственной регистрации права. Комиссия приняла решение объединить домики и поставить на баланс один инвентарный объект - "База отдыха". Первоначальная стоимость была определена путем суммирования стоимости всех 37 объектов. Часть из 37 домиков числится на балансе по бюджету (КФО 4), а часть - по внебюджету (КФО 2 "Средства от приносящей доход деятельности"). По какому КФО следует принимать на баланс один объект - "База отдыха"?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Положения Инструкции N 174н указывают на необходимость учета объекта, приобретенного за счет разных источников финансового обеспечения, по КФО 4. По аналогии с указанными положениями представляется, что единый недвижимый комплекс, отдельные части которого учтены как по КФО 2, так и по КФО 4, будет отражен в учете по КФО 4. Однако окончательное решение об отражении данного объекта в учете бюджетного учреждения может быть принято исключительно по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета, и (или) органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя.

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения при организации бухгалтерского учета руководствуются положениями:
- "Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н);
- Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).
В соответствии с положениями п. 36 Инструкции N 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права. Эта норма сформулирована достаточно четко и не допускает двоякого толкования - для постановки на балансовый учет объектов недвижимости в наличии у организации обязательно должен быть документ о регистрации права оперативного управления, то есть выписка из ЕГРН (ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В рассматриваемой ситуации на совокупность объектов недвижимости получено свидетельство о государственной регистрации права. В соответствии с положениями ст. 133.1 ГК РФ к единым недвижимым комплексам, зарегистрированным в установленном порядке, применяются правила о неделимых вещах. Это означает, что впоследствии единый недвижимый комплекс не может быть разделен (преобразован иным способом) на самостоятельные объекты недвижимости (смотрите, в частности, п. 1 письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 05.03.2014 N 14-исх/02410-ГЕ/14).
В целях применения единообразного подхода к учету единых недвижимых комплексов в реестре федерального имущества Федеральное агентство по управлению государственным имуществом издало письмо от 30.12.2015 N АЧ-18/56045. В соответствии с положениями указанного письма, если на момент проведения государственной регистрации права на единый недвижимый комплекс ранее уже были зарегистрированы права на объекты недвижимости, входящие в состав единого недвижимого комплекса, в соответствующие подразделы вносятся записи о прекращении права на данные объекты недвижимости с указанием даты и номера государственной регистрации права на единый недвижимый комплекс.
Учитывая тот факт, что в рассматриваемой ситуации была произведена регистрация права на Базу отдыха как на единый недвижимый комплекс, профильной комиссией учреждения могло быть принято решение об объединении объектов, входящих в комплекс, в единый инвентарный объект основных средств. Порядок отражения в учете такого объединения положениями Инструкции N 174н не урегулирован. В частности, не рассмотрен вопрос о возможности учета объединенного объекта по тому или иному коду финансового обеспечения. Соответственно, данные вопросы должны быть урегулированы бюджетным учреждением в порядке, предусмотренном абзацем 2 п. 4 Инструкции N 174н (по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета и (или) органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя).
Вместе с тем необходимо отметить следующее. Положения Инструкции N 174н предполагают, что в случае приобретения объекта основных средств за счет нескольких источников финансового обеспечения его постановка на учет отражается по КФО "4" (абз. 4 п. 146 Инструкции N 174н). Поскольку согласованные корреспонденции не должны противоречить положениям Инструкции N 174н, то по аналогии с приведенной в п. 146 Инструкции N 174н бухгалтерской записью представляется, что единый недвижимый комплекс будет отражен в учете по КФО 4. Однако окончательное решение бюджетным учреждением может принято исключительно в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 4 Инструкции N 174н.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Учет приобретения основных средств за счет разных источников финобеспечения (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

17 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Все консультации данной рубрики