Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

07.06.2017
ВОПРОС:
Квартира была затоплена соседями сверху. Пострадавший 25.11.2016 написал в управляющую компанию заявление, чтобы был составлен акт осмотра квартиры после затопления. Работники управляющей организации ответили, что в течение 10 дней осмотр будет сделан. Работники управляющей компании не пришли и не сделали осмотр квартиры.
В какие сроки после подачи заявления работники управляющей компании должны составить акт осмотра квартиры?
Какой государственный орган осуществляет контроль за действиями управляющих компаний? Какая ответственность установлена за бездействие работников управляющей компании?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Акт о причинении ущерба имуществу собственника помещения (акт обследования) должен быть составлен исполнителем и подписан не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу.

Обоснование вывода:
Согласно п. 105 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), после произошедшего залива нежилого помещения собственнику данного помещения необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу управляющей компании или иную службу, указанную управляющей компанией. Такое обращение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где произошло залив, а сотрудник аварийно-диспетчерской службы, в свою очередь, обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (п. 106 Правил).
Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан в соответствии с п. 108 Правил согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом время проведения проверки по факту залива помещения назначается не позднее 2 часов с момента получения от собственника сообщения о заливе, если с собственником не согласовано иное время.
В соответствии с п. 152 Правил в случае причинения ущерба имуществу собственника помещения управляющая компания и собственник помещения (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба имуществу собственника помещения (далее - акт обследования), содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.
Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. При невозможности подписания акта потребителем (или его представителем), в том числе по причине его отсутствия в занимаемом помещении, акт должен быть подписан помимо исполнителя 2 незаинтересованными лицами. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй остается у исполнителя.
Полагаем, что в случае, если виновником залива квартиры является пользователь расположенной выше квартиры, необходимо обязательное присутствие его или его представителя. Кроме того, им должен быть вручен один экземпляр акта обследования. При отказе виновной стороны от подписания акта обследования об этом до подписей всех остальных лиц, присутствующих на комиссионном обследовании, в акте обследования должна быть сделана соответствующая запись.
Перед подписанием акта обследования необходимо провести комиссионное обследование поврежденного помещения. В этой связи следует обратить внимание на разъяснение Прокуратуры Калужской области от 29.09.2011 "Право граждан на возмещение вреда, причиненного заливом квартиры".
Отметим, что в силу п. 161 Правил государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 20 ЖК РФ. Таким органом является Государственная жилищная инспекция.
В случае, когда представители УК не реагируют на заявление собственника помещения о его заливе, производят осмотр пострадавшего помещения и составляют акт обследования со значительным опозданием во времени или же в целом уклоняются от составления подобного акта, собственник помещения вправе обратиться в Государственную жилищную инспекцию (ее территориальные органы) с обращением о принятии мер к УК.
Полагаем, что подобные действия со стороны УК можно расценить как неисполнение обязанностей по управлению многоквартирным домом на основании договора управления. За нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами предусмотрена административная ответственность по ст. 7.23.3 КоАП РФ. Подобные деяния влекут за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. В этой связи смотрите судебную практику, например решение Уссурийского районного суда Приморского края от 17 марта 2016 г. по делу N 12-76/2016.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

Ответ прошел контроль качества

16 мая 2017 г.

Все консультации данной рубрики