Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

09.06.2017
ВОПРОС:
В учреждении (орган управления государственным внебюджетным фондом) было проведено дооборудование системы охранно-пожарной сигнализации (далее - ОПС), которое вызвано необходимостью охраны зданий учреждения в нерабочее время с помощью системы охранного мониторинга (кнопки экстренного вызова наряда полиции) и требованиями вневедомственной охраны к системам безопасности здания, сдаваемого под охрану. Дооборудование заключается в том, что меняется принцип срабатывания тревожной кнопки. Раньше она срабатывала на нажатие, теперь - самостоятельно, на основании показаний датчиков. Датчики устанавливаются и в коммунальные системы, опасные состояние которых приводят к срабатыванию сигнализации. Система ОПС учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Будет ли правильным отнесение расходов на статью 310 КОСГУ "Увеличение стоимости основных средств", если предметом контракта является "дооборудование системы ОПС"?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Система охранно-пожарной сигнализации должна учитываться в составе здания с отражением данной информации в его инвентарной карточке (ф. 0504031). Учитывая, что системы охранно-пожарной сигнализации состоят из конструктивных предметов, имеющих, как правило, разный срок полезного использования, в том числе существенно отличающийся от срока полезного использования здания, в котором они установлены, отдельные элементы системы, относящиеся к объектам основных средств, следует принимать к учету как самостоятельные инвентарные объекты.
Расходы на дооборудование системы ОПС могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Отнесение расходов на данную подстатью не является препятствием для принятия оконечных устройств, отвечающих критериям отнесения к основным средствам, в качестве самостоятельных инвентарных объектов.

Обоснование вывода:
Отнесение имущества к составу основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 38, 39, 41, 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). Согласно п. 45 Инструкции N 157н сигнализационные сети входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются*(1). В то же время к самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации.
Учитывая положения п. 45 Инструкции N 157н, при монтаже в здании сигнализационных систем бухгалтерский учет организуется следующим образом*(2):
1. Затраты, связанные с монтажом системы (стоимость работ по монтажу, а также стоимость приобретенных и вмонтированных исполнителем в стены и потолки здания расходных материалов (короба, провода, розетки и т.д.)), списываются на расходы (затраты) текущего финансового года;
2. Отдельные элементы системы, относящиеся к основным средствам в соответствии с критериями, установленными положениями Инструкции N 157н, при приемке выполненных работ по монтажу системы подлежат учету в качестве самостоятельных объектов основных средств.
Вопрос определения возможности учета отдельных элементов системы в качестве самостоятельных объектов основных средств входит в компетенцию комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н). При необходимости к работе в составе комиссии могут быть привлечены профильные специалисты.
Таким образом, в соответствии с Инструкцией N 157н охранно-пожарная сигнализация (далее - ОПС) должна учитываться в составе здания с отражением в его инвентарной карточке (форма 0504031)*(3) информации о смонтированной системе. Отдельные элементы системы, отвечающие критериям отнесения к основным средствам, могут учитываться в качестве основных средств.
Органы управления государственным внебюджетным фондом относят расходы на коды бюджетной классификации в соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н). В соответствии с Указаниями N 65н расходы относятся на статьи (подстатьи) КОСГУ в следующем порядке:
- на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся расходы по установке (расширению) единых функционирующих систем, таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в т.ч. обустройство "тревожной кнопки", а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует отражать по статье КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств");
- на статью 310 "Увеличение стоимости объектов основных средств" КОСГУ относятся расходы на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств.
Следовательно, если принимать во внимание, что система ОПС должна учитываться в составе здания, расходы на ее дооборудование относятся на подстатью 226 КОСГУ. Отнесение расходов на данную подстатью не является препятствием для принятия оконечных устройств, отвечающих критериям отнесения к основным средствам, в качестве самостоятельных инвентарных объектов. Отметим, что в таком случае предварительно в бухгалтерском учете должна быть признана ошибка об учете в качестве отдельного объекта основных средств системы ОПС и сделаны соответствующие корректировочные записи в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции N 157н.
Если же смонтированная система ОПС полностью отвечает критериям постановки на учет в качестве отдельного объекта основных средств и постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов подтверждает данное решение, то работы по дооборудованию ОПС могут быть отнесены на подстатью 310 КОСГУ с последующим увеличением первоначальной (балансовой) стоимости объекта (системы ОПС).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Инвентарный объект основных средств (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Учет локальных вычислительных сетей, систем видеонаблюдения и иных аналогичных систем (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

16 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Тревожная сигнализация не принимается к учету в качестве основного средства. Это подтверждается и судебной практикой. Смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2015 г. N 17АП-3340/15.
*(2) Специалисты финансового ведомства в прошлые годы давали аналогичные рекомендации по организации учета единых функционирующих систем (смотрите, например, письма Минфина России от 30.12.2014 N 02-07-10/69030, от 11.11.2013 N 02-05-010/48138, от 14.12.2012 N 02-06-10/5196, от 04.06.2010 N 02-06-10/2058). На необоснованность требований контролирующих органов об учете систем в составе основных средств в качестве единых инвентарных объектов указывали и судебные органы (смотрите, в частности, постановления АС Уральского округа от 14.08.2015 N Ф09-5039/15, Семнадцатого ААС от 17.04.2015 N 17АП-3340/15).
*(3) Форма инвентарной карточки учета нефинансовых активов (форма 0504031) утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н.

Все консультации данной рубрики