Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

14.06.2017
ВОПРОС:
Заключен контракт на строительство. В контракте была предусмотрена приемка выполненных работ 1 раз в полгода.
Вправе ли стороны государственного контракта на выполнение строительных работ заключить дополнительное соглашение об увеличении этапов выполнения работ по контракту, например, вместо полугодовых этапов выполнения работ, предусмотренных изначально условиями закупочной документацией, ввести помесячные этапы?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отсутствии оснований, предусмотренных законом, стороны контракта не вправе изменять условия об этапах исполнения такого контракта.
В то же время, по нашему мнению, стороны контракта вправе согласовать более частую приемку работ при условии согласования, что такая приемка не будет являться приемкой этапов работ и не будет влечь каких-либо иных последствий, кроме возможного выявления недостатков выполненных работ.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком.
При этом Закон N 44-ФЗ не содержит определения понятия "этап исполнения контракта". Более того, не содержат определения этого понятия и иные нормативные акты. Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает выделение этапов работ в договорах подряда, строительного подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ). Соответственно, не до конца ясно, что имеется в виду под "этапом исполнения контракта" в Законе N 44-ФЗ.
На практике, полагаем, необходимо исходить из разъяснений, данных в п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51, именно по этапам работ по договору строительного подряда. Из данных разъяснений следует, что приемка результатов отдельных работ, то есть не результатов всех работ по договору в целом, может рассматриваться как приемка этапов, дающая подрядчику право требовать оплаты принятых работ, только если такие этапы предусмотрены договором. В связи с этим можно отметить позицию Минэкономразвития России, представленную в ответе на вопросы 24-25 приложения к письму от 30.09.2014 N Д28И-1889: этапы поставки товара, выполнения работы, оказания услуги определяются только в том случае, если они прямо предусмотрены контрактом.
Из изложенного, на наш взгляд, следует, что выделение отдельных этапов исполнения контракта возможно, только если непосредственно условия данного контракта определяют такие этапы.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же Закона. Согласно ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях. Понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ специально не определено, следовательно, оно должно определяться исходя из положений Гражданского кодекса РФ. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. По смыслу положений вышеприведенных ч. 13 ст. 34, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, полагаем, что условия о сроках приемки отдельных этапов работ, а также всех работ в целом и о сроках оплаты выполненных этапов, работ в целом являются существенными, как указанные в законе.
Соответственно, полагаем, что срок выполнения отдельных этапов работ по контракту, равно как и срок выполнения работ по контракту в целом, а также сроки оплаты выполненных работ могут быть изменены только в установленных законом случаях. Возможность изменения сроков исполнения контракта, к которым по смыслу п. 2 ст. 763 ГК РФ относятся и сроки выполнения работ подрядчиком, Закон N 44-ФЗ предусматривает лишь в случае уменьшения ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, в отсутствии оснований, предусмотренных законом, стороны контракта не вправе изменять условия об этапах исполнения такого контракта.
В то же время отметим, что ст. 748 ГК РФ предоставляет заказчику право осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
С учетом сказанного выше, полагаем, что стороны контракта вправе заключить дополнительное соглашение о проведении предварительной промежуточной приемки выполненных работ при условии, что в таком дополнительном соглашении будет определенно указано, что такая приемка не будет влечь, помимо возможного выявления недостатков выполняемых работ, никаких иных правовых последствий - перехода риска случайно гибели, возникновения у подрядчика права требовать оплаты выполненных работ и т.п. Косвенно данную точку зрения подтверждают разъяснения, данные в письме Минэкономразвития России от 13.10.2016 N Д28и-2762, и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.02.2017 N Ф09-12384/16. К сожалению, прямых подтверждений данной позиции нам найти не удалось.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Приемка этапов исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Отчет об исполнении контракта, отдельного этапа контракта по Закону N 44-ФЗ;
- Энциклопедия решений. Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ. Приемка товаров, результатов работ, услуг.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

26 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики