Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
15.06.2017
- В организации (численность работников превышает 50 человек) была должность "Ведущий инженер по охране труда". После утверждения стандарта по данной специальности она была переименована в должность "Ведущий специалист по охране труда". В данный момент от головной организации поступило письмо с требованием переименовать должность в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.05.2012 N 559н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда".
Можно ли назвать эту должность "Руководитель службы охраны труда", если служба состоит из одного сотрудника - ведущего специалиста по охране труда?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Введение в штатное расписание должности "руководитель службы охраны труда" при отсутствии других должностей и штатных единиц в структуре службы охраны труда не является нарушением действующего законодательства.
Обоснование вывода:
Действительно, в настоящее время трудовая функция специалистов в области охраны труда описана в утвержденном приказом Минтруда от 04.08.2014 N 524н профессиональном стандарте "Специалист в области охраны труда" (далее также - Стандарт). Вместе с тем необходимость соблюдения требований профессиональных стандартов (в том числе в части наименования должностей и профессий) установлена частью второй ст. 57 ТК РФ только для случаев, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям и профессиям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. В иных случаях руководствоваться положениями данных документов при определении наименования должностей закон работодателей не обязывает. Поскольку каких-либо льгот и ограничений для лиц, работающих по должности специалиста по охране труда, законодательством не предусмотрено, то и наименование должности лиц, выполняющих обязанности, образующие в соответствии с профессиональным стандартом трудовую функцию специалиста по охране труда, работодатель может выбирать по своему усмотрению.
В соответствии с частью первой ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. По нашему мнению, данная норма ТК РФ устанавливает лишь само по себе требование к наличию в штате работодателя структурного подразделения или специалиста, выполняющих соответствующие функции. В судебной практике также высказывается позиция о том, что наименование должности специалиста, отвечающего в организации за охрану труда, отличное от "специалист по охране труда", при идентичных трудовых функциях не образует состава административного правонарушения (решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 06.03.2014 по делу N 12-38/2014). Аналогичный подход можно встретить, например, в решении Саратовского областного суда от 24.03.2011 N 3-29/2011, оставленном без изменения определением Верховного Суда РФ от 08.06.2011 N 32-Г11-19, в определении Пермского краевого суда от 26.11.2012 N 33-10392, определении Верховного суда Республики Карелия от 28.09.2012 N 33-2661/2012.
Поскольку при выполнении работ по должности специалиста по охране труда законодательством не предусмотрено предоставление каких-либо компенсаций, льгот и не установлено ограничений, полагаем, работодатель по своему усмотрению имеет право определить в штатном расписании наименование должности и как "ведущий специалист по охране труда", и как "руководитель службы охраны труда " или иным образом.
Согласно части четвертой ст. 217 ТК РФ структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Согласно п. 3 Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14 (далее - Рекомендации), служба охраны труда формируется как самостоятельное структурное подразделение организации, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы. Согласно п. 14 Рекомендаций структуру службы и численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях. Однако, как следует из текстов упомянутых Рекомендаций и Межотраслевых нормативов, положения этих документов носят рекомендательный характер, а следовательно, за их несоблюдение работодатель не может быть привлечен к ответственности (смотрите, например, решение Липецкого областного суда от 13.08.2015 по делу N 21-107/2015; апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 21.07.2014 по делу N 33-9704/2014; кассационное определение СК по гражданским делам Сахалинского областного суда от 20.12.2011 по делу N 33-3689/2011; решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 15.06.2015 по делу N 12-214/2015; решение Свердловского районного суда г. Белгорода Белгородской области от 14.07.2016 по делу N 2-3837/2016).
В п. 4.2 Информации Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.01.2012 "Учебно-методические рекомендации по организации кадровыми подразделениями федеральных государственных органов обучения федеральных государственных гражданских служащих в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда)" указано, что под службой охраны труда понимаются и специальное подразделение, и отдельный штатный специалист по охране труда, и совокупность всех специальных подразделений и отдельных работников, занятых (в том числе по совместительству и по совмещению) вопросами организации охраны труда у работодателя (в крупных организациях).
При этом трудовое законодательство не запрещает работодателю создавать структурные подразделения, состоящие только из одного работника - руководителя этого структурного подразделения. Таким образом, в штатном расписании организации может быть предусмотрена должность руководителя службы охраны труда при отсутствии других должностей и штатных единиц в этой службе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
24 мая 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним