Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

16.06.2017
ВОПРОС:
Бюджетному учреждению в связи с реорганизацией передают на баланс здание спортивного зала стоимостью 1 млн. руб. без выделения стоимости установленных в нем пожарной и охранной сигнализаций. В техническом паспорте также не указана стоимость данных сигнализаций.
Нужно ли отдельно ставить на бюджетный учет данные сигнализации? Необходимо ли проводить для этого независимую оценку стоимости данного имущества? Каким образом учитывать расходы по обслуживанию и необходимому ремонту систем пожарной и охранной сигнализации?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Пожарная и охранная сигнализации самостоятельными инвентарными объектами не являются и должны учитываться в составе здания с отражением информации об их монтаже в его инвентарной карточке (форма 0504031). Отдельные элементы системы, отвечающие критериям отнесения к основным средствам, могут учитываться в качестве самостоятельных инвентарных объектов.
При принятии Комиссией решения о наличии в сигнализационной системе, смонтированной в переданном здании спортивного зала, элементов, которые могут приниматься к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, они принимаются по текущей оценочной стоимости.
Затраты учреждения по обслуживанию и необходимому ремонту систем пожарной и охранной сигнализации могут списываться на расходы текущего года без постановки данных систем на бухгалтерский учет. При этом информация о них должна отражаться в инвентарной карточке здания (форма 0504031).

Обоснование вывода:
Отнесение имущества к составу основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 38, 39, 41, 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). Согласно п. 45 Инструкции N 157н сигнализационные сети входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются*(1). В то же время к самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства, средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации.
Учитывая положения п. 45 Инструкции N 157н при монтаже в здании сигнализационных систем, бухгалтерский учет организуется следующим образом*(2):
1. Затраты, связанные с монтажом системы (стоимость работ по монтажу, а также стоимость приобретенных и вмонтированных исполнителем в стены и потолки здания расходных материалов (короба, провода, розетки и т.д.)), списываются на расходы (затраты) текущего финансового года;
2. Отдельные элементы системы, относящиеся к основным средствам в соответствии с критериями, установленными положениями Инструкции N 157н, при приемке выполненных работ по монтажу системы подлежат учету в качестве самостоятельных объектов основных средств.
Вопрос определения возможности учета отдельных элементов системы в качестве самостоятельных объектов основных средств входит в компетенцию комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия) (п. 34 Инструкции N 157н). При необходимости к работе в составе Комиссии могут быть привлечены профильные специалисты.
Таким образом, в соответствии с Инструкцией N 157н пожарная и охранная сигнализации самостоятельными инвентарными объектами не являются и должны учитываться в составе здания с отражением информации об их монтаже в его инвентарной карточке (форма 0504031)*(3). Отдельные элементы системы, отвечающие критериям отнесения к основным средствам, могут учитываться в качестве самостоятельных инвентарных объектов.
В рассматриваемой ситуации при принятии к учету здания спортивного зала было обнаружено, что в нем смонтированы системы пожарной и охранной сигнализации, стоимость которых не указана.
Отметим, что, как правило, в акте приема-передачи нефинансовых активов не указывается отдельно наличие систем пожарной и охранной сигнализации. В соответствующем распоряжении о передаче имущества также может не быть такой информации. Это прежде всего связано с тем, что подобные системы являются его неотъемлемой частью и передаются в составе здания. Подобную информацию можно проверить, например, на основании анализа технической документации здания.
Системы пожарной и охранной сигнализации могли быть установлены:
1. При строительстве здания и, соответственно, их стоимость должна была быть включена в его первоначальную стоимость. Отдельные элементы системы, отвечающие критериям отнесения к основным средствам (при их наличии), должны были быть приняты к учету в качестве самостоятельных инвентарных объектов.
2. В процессе эксплуатации здания предыдущим балансодержателем. Тогда расходы по монтажу системы должны были быть отнесены на финансовый результат, а отдельные элементы системы, являющиеся основными средствами в соответствии с требованиями Инструкции N 157н (при их наличии), должны были быть приняты в качестве самостоятельных инвентарных объектов.
В обоих случаях наличие смонтированных систем должно было отразиться в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта" Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (форма 0504031)*(3).
В то же время кроме здания бюджетному учреждению ничего не передается. Это может говорить о том, что Комиссией предыдущего балансодержателя было принято решение о том, что системы пожарной и охранной сигнализации не имеют отдельных элементов, отвечающих критериям отнесения к основным средствам.
Следовательно, при принятии переданного здания спортивного зала Комиссии бюджетного учреждения следует:
- внести сведения о смонтированных в нем системах пожарной и охранной сигнализации в его инвентарную карточку (форма 0504031);
- принять решение о том, могут ли отдельные элементы системы учитываться в качестве самостоятельных инвентарных объектов и принять их к учету.
Если Комиссией принято решение о возможности учета элементов систем в качестве самостоятельных инвентарных объектов, данные объекты могут быть приняты к учету в порядке, предусмотренном п. 31 Инструкции N 157н, как неучтенные, по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету.
В соответствии с п. 25 Инструкции N 157н под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.
Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов Комиссией могут использоваться:
- данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в Комиссии) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Стоимость работ по обслуживанию и необходимому ремонту систем пожарной и охранной сигнализации списывается на расходы (затраты) учреждения с применением кода 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (письмо Минфина России от 01.09.2014 N 02-02-07/43705). Данное правило справедливо как в случае, если Комиссией принято решение об учете отдельных элементов систем в качестве самостоятельных инвентарных объектов, так и в случае, если ни один из элементов систем не отвечает критериям отнесения к основным средствам, в связи с чем новые объекты нефинансовых активов у учреждения не появляются.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Учет локальных вычислительных сетей, систем видеонаблюдения и иных аналогичных систем (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

24 мая 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Тревожная сигнализация не принимается к учету в качестве основного средства. Это подтверждается и судебной практикой. Смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2015 г. N 17АП-3340/15. 
*(2) Специалисты финансового ведомства в прошлые годы давали аналогичные рекомендации по организации учета единых функционирующих систем (смотрите, например, письма Минфина России от 30.12.2014 N 02-07-10/69030, от 11.11.2013 N 02-05-010/48138, от 14.12.2012 N 02-06-10/5196, от 04.06.2010 N 02-06-10/2058). На необоснованность требований контролирующих органов об учете систем в составе основных средств в качестве единых инвентарных объектов указывали и судебные органы (смотрите, в частности, постановления АС Уральского округа от 14.08.2015 N Ф09-5039/15, Семнадцатого ААС от 17.04.2015 N 17АП-3340/15).
*(3) Форма инвентарной карточки учета нефинансовых активов (форма 0504031) утверждена приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н.

 

Все консультации данной рубрики