Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
22.06.2017
- Поставщик нарушил обязательства по поставке товара по государственному контракту, заключенному в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Обязательства по поставке были нарушены в декабре 2016 года, когда ставка рефинансирования (ключевая ставка), применяемая ЦБ РФ, была 10%, в полном объеме обязательства по поставке товара поставщиком исполнены в 2016 году.
В апреле 2017 года поставщику предъявлена претензия об уплате неустойки, рассчитанной согласно постановлению Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 с применением ставки рефинансирования (ключевой ставки), действующей на момент исполнения обязательств. По состоянию на текущий момент (с 27.04.2017) ставка рефинансирования (ключевая ставка) ЦБ РФ равна 9,25%.
Какой ставкой рефинансирования (ключевой ставкой) ЦБ РФ пользоваться при исчислении неустойки - той, что была на момент возникновения просроченных обязательств поставщика при поставке товара, или той, что была на момент уплаты пени (учитывая, что заказчику неизвестен срок уплаты неустойки поставщиком)?
Действительно, как справедливо отмечено в вопросе, п. 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств [...], утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила N 1063), предусмотрено, что пеня за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начисляется за каждый день просрочки и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Приведенная норма правил соответствует положениям ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), согласно которым размер ставки рефинансирования, исходя из которой определяется минимально допустимый размер пени за просрочку исполнения обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется на дату уплаты пеней.
Очевидно, что беспрепятственное применение вышеуказанных положений законодательства для расчета пеней возможно только в том случае, если пени уплачиваются поставщиком (подрядчиком, исполнителем) добровольно, так как в этом случае ему известна дата уплаты и, соответственно, действующая на этот момент ставка рефинансирования, исходя из которой он и должен определить размер производимых им платежей.
Если же сумма пени рассчитывается заказчиком в целях предъявления поставщику (подрядчику, исполнителю) претензии о ее уплате или подачи иска в суд, а также судом в целях вынесения им резолютивной части решения, то, как это следует из вышеизложенного, заранее определить размер ставки рефинансирования, который будет действовать в момент фактической уплаты поставщиком (подрядчиком, исполнителем) суммы пени, ни заказчик, ни суд не в состоянии. А каких-либо специальных норм на данный счет законодательство не содержит.
В связи с этим следует обратить внимание на разъяснения, содержащиеся в правоприменительной практике. В частности, на наш взгляд, необходимо отметить ответ на вопрос N 3 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 19 октября 2016 г.
Согласно содержанию этого ответа при взыскании в судебном порядке суммы неустоек (пеней), исчисляемых за период до принятия решения суда исходя из размера ставки рефинансирования на момент их уплаты, подлежит применению ставка рефинансирования на день вынесения соответствующего судебного решения. По мнению Верховного Суда РФ, данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
При присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, по смыслу п. 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7, ст. 8, п. 16 ч. 1 ст. 64 и ч. 2 ст. 70 Закона об исполнительном производстве) по ставке, действующей на дату исполнения судебного решения.
Обращаем Ваше внимание, что в вышеприведенном ответе разъяснения даны относительно практики применения не Закона N 44-ФЗ, а законодательства, регулирующего потребление энергетических ресурсов: ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 15 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и ст. 155 Жилищного кодекса РФ. Вместе с тем приведенные нормы также содержат аналогичные нормам ст. 34 Закона N 44-ФЗ и Правил N 1063 положения о расчете пеней за несвоевременную оплату энергетических ресурсов исходя из ставки рефинансирования, действующей на момент их уплаты. Следовательно, логично предположить, что сделанные судом выводы в отношении указанных норм могут быть применены и к отношениям сторон контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Данное мнение находит свое отражение и в судебной практике, которая использует аналогичную аргументацию при обосновании порядка исчисления пеней за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных таким контрактом (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26.04.2017 N Ф09-1288/17).
Соответственно, исходя из смысла вышеприведенных разъяснений мы полагаем, что при обращении с претензией к поставщику (подрядчику, исполнителю) об уплате пеней или с иском об их взыскании в суд заказчик должен рассчитывать пени исходя из того размера ставки рефинансирования, который действует на момент направления претензии или подачи иска в суд, так как если этот размер не изменится до вынесения решения о принудительном взыскании суммы пеней, то именно его примет во внимание суд, выносящий соответствующее решение. Если же размер ставки рефинансирования, исходя из которого сумма пеней была рассчитана заказчиком, изменится до вынесения решения суда, то суд обязан будет пересчитать сумму пеней в соответствии с новой ставкой рефинансирования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
1 июня 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним