Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

25.01.2012
ВОПРОС:
Юридическое лицо занимается организацией перевозок грузов автомобильным транспортом. Для осуществления автомобильных перевозок привлекаются сторонние перевозчики. Стоимость услуг сторонних перевозчиков учитывается в составе затрат. Клиентам, для которых организуются услуги автодоставки, предъявляется стоимость перевозки в полном объеме от своего имени по собственным расценкам (то есть с клиентами заключаются только договоры перевозки, а не договоры транспортной экспедиции).
Достаточно ли для налогового учета расходов на автодоставку оформления транспортной накладной, введенной постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272, не оформляя товарно-транспортную накладную по форме N 1-Т?"
ОТВЕТ:

В ответе мы исходили из ситуации, что Вашей организацией заключаются только договоры перевозки. Тем не менее, по нашему мнению, документальное оформление будет аналогичным и при заключении организацией договоров транспортной экспедиции (т.е. когда Ваша компания выступает экспедитором, т.е. самостоятельно не перевозит груз, а заключает договор с перевозчиком и несет затраты на перевозку").

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При оказании услуг по организации перевозок автомобильным транспортом для подтверждения расходов на оплату услуг сторонней организации - перевозчика в целях налогообложения прибыли, на наш взгляд, следует оформить как транспортную накладную, утвержденную постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (далее - Постановление N 272), так и товарно-транспортную накладную по форме 1-Т. При отсутствии накладной по форме 1-Т существует вероятность споров с налоговыми органами на предмет обоснованности расходов на перевозку груза.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается оформлением и выдачей грузоотправителю транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные, документально подтвержденные и оформленные согласно законодательству РФ затраты, понесенные налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Согласно ст. 313 НК РФ подтверждением данных налогового учета являются, в частности, первичные учетные документы. Первичным учетным документом, подтверждающим транспортные расходы, является товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" (далее - Постановление N 78).
Обязанность составления ТТН по форме 1-Т установлена в п. 1.2 и п. 2 Постановления N 78, согласно которому все юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, должны использовать форму N 1-Т.
Минфин России считает, что затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только при наличии оформленной ТТН по утвержденной форме N 1-Т. Транспортные затраты, если они не подтверждены формой N 1-Т, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются как не соответствующие положениям п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 26.05.2008 N 03-03-06/1/333).
В рассматриваемой ситуации организация заключает договор перевозки со сторонней компанией. В письме Минфина РФ от 17.08.2011 N 03-03-06/1/500 содержится вывод о том, что в случае наличия договора перевозки груза, подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете.
В подобных ситуациях в спорах налогоплательщиков с налоговыми органами суды зачастую встают на сторону налогоплательщиков, не оформивших по различным причинам ТТН по форме N 1-Т. Например, в постановлении от 14.11.2011 N Ф05-11364/11 ФАС Московского округа пришел к выводу, что отсутствие товарно-транспортных накладных по форме N 1-Т не лишает организацию права учесть при исчислении налога на прибыль затраты на оплату транспортно-экспедиционных услуг. Наличие договоров и актов выполненных работ, подтверждающих факт оказания услуг, является достаточным условием для учета расходов в целях налогообложения прибыли. Аналогичный вывод содержится также в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 N 09АП-31539/11.
Тем не менее по данному вопросу имеется и отрицательная для налогоплательщиков судебная практика.
Так, например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 12.12.2006 по делу N А12-29434/05-С60 суд указал, что товарно-транспортные накладные у налогоплательщика отсутствуют; акт погрузочных работ не является документом первичной учетной бухгалтерской документации, в связи с чем стоимость работ не обоснована налогоплательщиком первичными учетными документами.
В постановлении ФАС Поволжского округа от 16.03.2011 N А55-7755/2010 отмечено, что товарно-транспортная накладная по форме 1-Т, подтверждающая факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, является обязательным документом как для отправителя груза, так и для его получателя. Суд установил, что в материалах дела отсутствуют товарно-транспортные накладные по форме 1-Т, справки для расчетов за выполненные работы (услуги) по форме N ЭСМ-7, поэтому сделал вывод о неправомерности учета налогоплательщиком затрат по перевозке грузов в целях налогообложения прибыли, так как не выполнено условие документального подтверждения расходов, установленное п. 1 ст. 252 НК РФ.
Кроме того, требование об обязательном наличии указанной накладной при заключении договора перевозки содержится также в п. 2 ст. 785 ГК РФ.
Таким образом, во избежание возможных споров с налоговыми органами, в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, следует оформить транспортную накладную, утвержденную постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 и товарно-транспортную накладную по форме N 1-Т.
При отсутствии формы N 1-Т не исключено, что свою позицию в отношении принятия в целях налогообложения прибыли расходов на перевозку груза придется отстаивать в суде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Брижанева Дарья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав

29 декабря 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики