Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

28.06.2017
ВОПРОС:
Страховая медицинская организация направила запрос о предоставлении медицинской документации по пациенту для проведения экспертизы медицинской помощи в медицинское учреждение. В страховую медицинскую организацию поступило обращение (жалоба) не от совершеннолетнего пациента, а от его матери.
Вправе ли медицинское учреждение не представлять медицинскую документацию на пациента страховой медицинской организации, т.к. мать пациента не представила документов, подтверждающих право действовать от имени и в интересах своего совершеннолетнего ребенка?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Медицинское учреждение вправе не представлять страховой медицинской организации медицинскую документацию на пациента, необходимую для проведения контроля качества оказанной медицинской помощи, в случае, когда с заявлением о проведении экспертизы оказанной медицинской помощи в страховую организацию обратилось не управомоченное на то лицо.

Обоснование вывода:
1) В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан в соответствии с общепризнанными принципами, нормами международного права.
В силу ч. 1 ст. 13 Закона N 323-ФЗ сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Врачебная тайна Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 отнесена к перечню сведений конфиденциального характера, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, не допускается (ч. 2 ст. 13 Закона N 323-ФЗ). В ч. 3 ст. 13 Закона N 323-ФЗ установлено, что сообщение этих сведений другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях допускается только с согласия самого пациента или его законного представителя, за исключением случаев, установленных в ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ. При этом согласие пациента должно быть выражено в письменной форме.
Отметим, что предусмотренный ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ перечень случаев предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия пациента или его законного представителя сформулирован законодателем исчерпывающим образом и не подлежит расширительному толкованию. Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя родственникам и страховым организациям данный перечень не предусматривает (за исключением предоставления сведений, составляющих врачебную тайну, в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования (п. 9 ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ), а также в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности (п. 10 ч. 4 ст. 13 Закона N 323-ФЗ)).
Таким образом, в отсутствие законного основания медицинская организация не вправе передавать сведения о состоянии здоровья больного кому-либо без его письменного согласия (согласия законных представителей). Аналогичные положения закреплены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2012 N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений" (далее - Приказ N 441н).
2) Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата, проводимая экспертом качества медицинской помощи (ч. 6, ч. 7 ст. 40 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ)).
Случаи проведения целевой экспертизы качества медицинской помощи закреплены в п. 25 Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. N 230 (далее - Порядок). В частности, экспертиза проводится при получении жалоб от застрахованного лица или его представителя*(1) на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации (пп. "а" п. 25 Порядка).
В силу п. 52 Приказа при проведении медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи медицинская организация предоставляет специалистам-экспертам и экспертам качества медицинской помощи в течение 5 рабочих дней после получения соответствующего запроса медицинскую, в том числе в электронном виде при использовании электронной медицинской карты, учетно-отчетную и прочую документацию, при необходимости результаты внутреннего и ведомственного контроля качества медицинской помощи.
Медицинская организация не вправе препятствовать доступу экспертов к материалам, необходимым для проведения медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и обязана предоставлять экспертам запрашиваемую ими информацию (ч. 8 ст. 40 Закона N 326-ФЗ).
Однако в рассматриваемом случае с жалобой на оказанную медицинскую помощь обратился не сам пациент (застрахованное лицо), а его мать, не предоставившая документального подтверждения своего права действовать от имени и в интересах своего совершеннолетнего ребенка.
Таким образом, полагаем, отказ медицинского учреждения предоставить страховой организации материалы, необходимые для проведения экспертизы, будет законным и обоснованным.
В этой связи рекомендуем ознакомиться с судебной практикой, смотрите например: решение Ленинградского районного суда Краснодарского края от 30 мая 2014 г. по делу N 2-623/2014, оставленное в силе апелляционным определением СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 сентября 2014 г. по делу N 33-20476/2014: "...Доказательств того, что заявитель являлся законным представителем П.В.И. не предоставлено...", апелляционное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 31 июля 2014 г. по делу N 33-1963: "...установлено, что при жизни Семенов В.А. согласия своей супруге Семеновой С.В. на получение информации об имеющихся у него заболеваниях, проведенном лечении не давал, законным представителем умершего супруга Семенова С.В. не является... целевая экспертиза качества медицинской помощи проводится лишь в случаях получения жалоб от застрахованного лица или его представителя на качество медицинской помощи, к числу которых она [Семенова С.В.] не относится..." Особое внимание следует обратить на апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 06 апреля 2015 г. по делу N 33-5288/2015: "...непредставление заявителем в страховую медицинскую организацию ООО "АльфаСтрахование-ОМС" филиал "АсСтра" документов, подтверждающих статус законного представителя, не предоставляет правовых оснований для проведения экспертизы качества медицинской помощи по обращению заявителя...".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена

7 июня 2017 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Поскольку в данной ситуации речь идет о совершеннолетнем гражданине, то следует руководствоваться положениями п. 1 ст. 185 ГК РФ, в соответствии с которыми полномочия представителя подтверждаются доверенностью, т.е. письменным уполномочием, выдаваемым одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

 

Все консультации данной рубрики