Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

28.06.2017
ВОПРОС:
Какие требование к участникам закупки должен установить заказчик при закупке строительных работ стоимостью 16 млн. руб. (предполагается закупка работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства)? Должен ли заказчик установить наличие строительно-ремонтных работ (если да, то достаточно ли СРО на генерального подрядчика)? Должен ли заказчик установить требования, касающиеся Турецкой Республики (работы, услуги)?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Требование о наличии у участников свидетельств о допуске к выполнению строительных работ может быть установлено, если такие работы по своему характеру требует наличия соответствующего свидетельства. Данный вопрос должен решаться с привлечением специалистов в области строительства.
Запрет на участие в закупках резидентов Турецкой Республики и подконтрольных им организаций в настоящее время снят.

Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные этой нормой. Одним из таких требований является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющиеся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) содержит единообразные указания на то, что индивидуальные предприниматели или юридические лица, выполняющие работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемыми организациями в области строительства свидетельства о допуске к таким видам работ (ч.ч. 1-3 ст. 47, ч.ч. 1, 4-5.1 ст. 48, ч.ч. 2-3.1 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).
Следовательно, если предметом закупки является выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и для выполнения которых требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске (далее - свидетельство о допуске), в извещении и документации о закупке должно быть установлено требование о наличии у участника соответствующего свидетельства о допуске.
Перечень видов работ, для выполнения которых необходимо получить свидетельство о допуске (далее - Перечень), на основании ч. 4 ст. 55.8 ГрК РФ утвержден приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624. При этом следует иметь в виду следующее:
- согласно п. 2 вышеуказанного приказа Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с п.п. 1-4, 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ и некоторых описанных в этом пункте объектов жилищного строительства;
- описание некоторых работ в отдельных подпунктах Перечня сопровождены значком "астериск" (*), показывающим, что данные указания следует читать с учетом примечания к Перечню, согласно которому данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ, то есть на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах. Это относится, например, к выполнению работ на предприятиях и объектах сельского и лесного хозяйства (пп. 33.1.10), предприятиях и объектах общественного транспорта (пп. 33.2.7).
Соответственно, окончательно решить вопрос о необходимости наличия для выполнения закупаемых работ можно только определив, относятся ли закупаемые в соответствии с технической документацией работы к видам работ, предусмотренных Перечнем. Данный вопрос не является юридическим и должен решаться с привлечением специалистов в области строительства.
В п. 33 раздела III Перечня включены работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) на объектах, перечисленных в этом пункте.
В соответствии со ст. 706 ГК РФ подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. В строительном процессе генеральный подрядчик является исполнителем работ перед заказчиком и несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком. В этом случае иметь допуск к выполняемым по договору видам строительных работ он не должен. Однако в такой ситуации подрядчик будет выступать в отношениях с заказчиком в качестве генерального подрядчика, а следовательно, он обязан иметь свидетельство о допуске на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта соответствующих объектов, выданное саморегулируемой организацией (п. 33 раздела III Перечня).
При этом генеральный подрядчик может привлекать к выполнению отдельных работ субподрядчиков, имеющих свидетельства о допуске к соответствующим работам, либо выполнять весь комплекс работ самостоятельно, но только в том случае, если он имеет свидетельства о допуске ко всем видам работ, выполняемых в рамках строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта.
Такая позиция неоднократно высказывалась в письмах Минэкономразвития РФ (от 30.04.2010 N 17906-ИП/08; от 26.01.2012 N 1416-ДШ/08; от 06.04.2015 N Д28и-893; от 14.09.2016 N Д28и-2545; от 10.03.2016 N Д28и-643) и подтверждалась правоприменительной практикой (смотрите, например, постановление Шестого ААС от 24.08.2016 N 06АП-4142/16; решение АС г. Москвы от 29.08.2012 N А40-73224/12-120-700; решение Управления ФАС по Республике Саха (Якутия) от 19.10.2016 N 06-864/16Т).
Следует также обратить внимание, что по смыслу п. 33 Перечня допуск для этого вида работ необходим только при выполнении работ на категориях объектов, перечисленных в его отдельных подпунктах: например, предприятия и объекты топливной промышленности (пп. 33.1.1); тепловые электростанции (пп. 33.1.11); объекты использования атомной энергии (33.1.12); автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта (пп. 33.1.12); аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры (пп. 33.2.3); объекты электроснабжения до 110 кВ включительно (пп. 33.4); объекты водоснабжения и канализации (пп. 33.7); объекты гидроэнергетики (пп. 33.11); дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики) (пп. 33.12); гидромелиоративные объекты (пп. 33.13). Описание ряда объектов также сопровождается знаком "астериск" (*).
Таким образом, окончательное решение вопроса и в этом случае требует привлечения специалистов в области строительства.
Что касается запрета на участие в закупках для государственных, муниципальных нужд, введенного п. 5 Перечня отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г., утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457, то такой запрет фактически не действует с 31 мая 2017 года в связи с признанием утратившими силу пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 31.05.2017 N 244, пп.пп. "б", "в" п. 1 Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583, на основании которых был утвержден вышеуказанный Перечень. Полностью постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утрачивает силу с 10 июня 2017 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 02.06.2017 N 672.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества


8 июня 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики