Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

06.07.2017
ВОПРОС:
Заключен договор комиссии, по условиям которого комиссионер обязуется заключать с третьими лицами сделки по продаже товаров. Комиссионеру комитентом выплачивается вознаграждение и возмещаются издержки. В счет будущих продаж комиссионер перечисляет авансом комитенту денежные средства.
Противоречит ли закону данное условие договора?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приведенное в вопросе условие договора само по себе не противоречит закону.

Обоснование вывода:
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ). Согласно ст. 999 ГК РФ по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии. Комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы (абзац первый ст. 1001 ГК РФ).
Как видим, посреднические отношения по договору комиссии не предполагают передачу комиссионером в пользу комитента какого-либо имущества (включая деньги) до принятия исполнения по сделкам от третьих лиц (смотрите также п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85 "Обзор практики разрешения споров по договору комиссии"; постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.09.2015 N Ф03-4063/15 по делу N А51-23251/2014). Такую передачу невозможно квалифицировать в качестве предварительной оплаты, поскольку обязательство комиссионера передавать полученное от третьих лиц не предполагает встречного исполнения.
При таком положении вещей авансирование комитента в счет будущих поступлений средств от третьих лиц, если иное не вытекает из существа отношений сторон, должно рассматриваться как предоставление комитенту коммерческого кредита (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85, постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 N Ф05-7314/12 по делу N А40-132528/2011). Заметим, что договор комиссии может предусматривать беспроцентный характер коммерческого кредита (п. 1 ст. 809, п. 2 ст. 823 ГК РФ). В отсутствие такого указания комиссионер имеет право на получение от комитента процентов на сумму коммерческого кредита в размере, определенном договором, или, если таковой не определен соглашением сторон, - в размере ставки рефинансирования (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 809 ГК РФ).
Однако сказанное не препятствует сторонам определить иной правовой режим платежей, уплачиваемых комитенту в счет будущих поступлений средств от третьих лиц, например, в качестве способа обеспечения исполнения обязательств. Так, стороны вправе предусмотреть, что предоставленные комитенту денежные средства являются обеспечительным платежом и до исполнения поручения обеспечивают будущее обязательство комиссионера по передаче комитенту исполненного от третьих лиц и засчитываются в счет исполнения такого обязательства; в случае же прекращения обеспечиваемого обязательства такие платежи подлежат, например, возврату комиссионеру (ст. 381.1 ГК РФ).
В силу принципа свободы договора условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ, постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах"). В случае возникновения спора толкование условий договора осуществляется судом исходя из буквального значения содержащихся в нем слов и выражений, других условий и смысла договора в целом (ст. 431 ГК РФ). Не исключено, что при квалификации договора суд может прийти к выводу о заключении сторонами непоименованного договора (п. 2 ст. 421 ГК РФ) или договора, в котором содержатся элементы различных договоров - смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ). К правоотношениям из непоименованного договора применяются общие положения об обязательствах и договорах и условия самого договора, а нормы особенной части ГК РФ об отдельных видах обязательств могут применяться только по аналогии закона - в случае, если соответствующие отношения прямо не урегулированы законом или соглашением сторон (п. 1 ст. 6 ГК РФ). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошечкина Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

16 июня 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики