Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

06.07.2017
ВОПРОС:
В бюджетном учреждении в 2013 году за счет средств субсидии была установлена система видеонаблюдения. Расходы, связанные с ее установкой, были отнесены на финансовый результат деятельности учреждения. В настоящее время планируется проведение частичной инвентаризации с целью постановки на учет в качестве основного средства отдельных элементов системы видеонаблюдения.
Какими бухгалтерскими проводками и на основании каких первичных документов можно отразить в учете данный факт хозяйственной жизни?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При выявлении неучтенных объектов имущества инвентаризационная комиссия оформляет, помимо Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), данные которой включаются в Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
Выявленные неучтенные ранее ошибочно элементы пожарной сигнализации могут быть поставлены на баланс на основании оформленного профильной комиссией Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) по стоимости, определенной комиссией на основании документов подрядчика по КФО "4" с применением счета 4 401 10 180 "Прочие доходы".

Обоснование вывода:
В соответствии с положениями п. 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), единые функционирующие системы, установленные в здании, являются его частью, а не отдельным основным средством. В качестве отдельных инвентарных объектов может быть поставлено на учет оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации.
Соответственно, установленная система видеонаблюдения не подлежит учету бюджетным учреждением в качестве инвентарного объекта основных средств. В то же время отдельные элементы данной системы, к примеру видеокамеры, компьютерное оборудование и т.д., могут быть поставлены на учет в качестве основных средств.
В рассматриваемой ситуации в 2013 году отдельные элементы системы видеонаблюдения не были учтены в составе основных средств. Соответственно, можно вести речь об ошибке в учете, обнаруженной за прошлые отчетные периоды. На основании только одних первичных документов, подтверждающих установку системы видеонаблюдения, невозможно сделать вывод о том, на сколько те или иные объекты системы могут быть поставлены на учет в качестве самостоятельных объектов основных средств. Для этих целей необходимо провести инвентаризацию и уже по решению профильной комиссии принимается решение об исправлении ошибки в части постановки на учет отдельных объектов системы видеонаблюдения.
Такая инвентаризация проводится в обычном порядке на основании приказа руководителя учреждения. Для оформления результатов инвентаризации объектов основных средств применяется Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). Выявленное при инвентаризации неучтенное имущество фиксируется в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении. На основании Ведомости (ф. 0504092) инвентаризационной комиссией составляется Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
Неучтенные объекты имущества, выявленные в ходе проведения проверок и (или) инвентаризацией, принимаются к учету по оценочной стоимости, определенной профильной комиссией (п.п. 25, 31 Инструкции N 157н). Однако в рассматриваемой ситуации в распоряжении комиссии есть документы, подтверждающие формирование фактической стоимости выявленных неучтенных объектов имущества, - оформленные подрядчиком первичные документы на смонтированную систему видеонаблюдения. Соответственно, профильной комиссией может быть принято решение о постановке элементов системы видеонаблюдения на баланс по данной стоимости, указанной в документах подрядчика. Свое решение о постановке на баланс элементов системы видеонаблюдения профильная комиссия может оформить Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Как правило, в отношении выявленных в ходе проведения инвентаризации объектов у учреждений нет сведений о закреплении имущества собственником либо о его приобретении за счет средств, выделенных собственником, что дает учреждению право постановки такого имущества на учет по КФО "2". Однако в рассматриваемой ситуации речь идет об исправлении сложившейся в учете ошибки путем применения механизма инвентаризации. При этом в распоряжении учреждения есть документы, подтверждающие приобретение выявленных неучтенных объектов имущества за счет средств субсидии, что дает основания для постановки такого имущества на учет по КФО "4".
Порядок исправления ошибок, выявленных в регистрах бухгалтерского учета, регулируется положениями п. 18 Инструкции N 157н. При исправлении ошибок за периоды, за которые бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, может применяться метод "Красное сторно". В рассматриваемой ситуации стоимость оборудования системы видеонаблюдения в 2013 году ошибочно была отнесена на финансовый результат деятельности учреждения. Исправление соответствующей ошибки путем применения метода "Красное сторно" приведет к искажению финансового результата текущего отчетного периода. Соответственно, в данном случае вместо использования метода "Красное сторно" можно порекомендовать использовать промежуточный счет для постановки неучтенного оборудования системы видеонаблюдения на баланс. Таким счетом может быть, к примеру, счет 4 401 10 180 "Прочие доходы", который применяется в случае постановки на учет выявленных по итогам проведения проверок и (или) инвентаризаций неучтенных объектов основных средств (п. 9 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н). Решение о применении данного счета либо другого промежуточного счета в случае выявления ошибочно не поставленного на баланс в прошлые отчетные периоды имущества бюджетному учреждению следует закрепить в учетной политике.
Учитывая изложенное, принятие к учету элементов пожарной сигнализации, не учтенных ранее в качестве объектов основных средств, может быть оформлено в бюджетном учреждении корреспонденцией:
Дебет 4 101 Х4 310 Кредит 4 401 10 180
- на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), оформленного профильной комиссией учреждения, отражена постановка на учет элементов системы видеонаблюдения.

К сведению:
Амортизация по поставленным на учет элементам системы видеонаблюдения начисляется в общем порядке, определенном пунктами 44, 92 Инструкции N 157н, - так, если бы к учету принималось новое основное средство, поскольку иное для бывших в употреблении основных средств, вновь принимаемых к учету, не предусмотрено.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет локальных вычислительных сетей, систем видеонаблюдения и иных аналогичных систем (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Исправление ошибок в регистрах бухгалтерского учета (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Отражение в учете неучтенных нефинансовых активов, выявленных при инвентаризации (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

14 июня 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики