Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

07.07.2017
ВОПРОС:
ООО подпадает под обязательный аудит (по валюте баланса) и не применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. К первоначальной отчетности организация не представляла пояснительную записку, а также аудиторское заключение (отсутствуют денежные средства на проведение обязательного аудита). Выявленная ошибка является существенной. В настоящее время в отношении к организации введена процедура внешнего управления (оформляется банкротство организации). Из-за ошибки ООО был сдан корректировочный баланс за 2016 год. Необходимо ли к измененному балансу представлять пояснительную записку и подтвердить сданный баланс заключением аудитора?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
К пересмотренной бухгалтерской отчетности организации следовало представить пояснения, раскрывающую информацию об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности.
Налогоплательщик не обязан представлять в налоговый орган аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью. Срок для представления аудиторского заключения в орган государственной статистики по месту государственной регистрации составляет не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения (при появлении у организации денежных средств на проведение обязательного аудита), но не позднее 31.12.2017.
В рамках рассмотрения дела о банкротстве организации временный управляющий для проведения анализа финансового состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено ст. 6 Закона N 402-ФЗ, субъекты малого предпринимательства.
Иное установлено п. 1 ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, согласно которому организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ, не применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (см. также информационное сообщение Минфина России от 17.11.2014).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ).
Правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), устанавливает ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010).
Согласно п. 8 ПБУ 22/2010 существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после представления бухгалтерской отчетности за этот год акционерам акционерного общества, участникам общества с ограниченной ответственностью, органу государственной власти, органу местного самоуправления или иному органу, уполномоченному осуществлять права собственника, и т.п., но до даты утверждения такой отчетности в установленном законодательством РФ порядке, исправляется по правилам, определенным в п. 6 ПБУ 22/2010. При этом в пересмотренной бухгалтерской отчетности раскрывается информация о том, что данная бухгалтерская отчетность заменяет первоначально представленную бухгалтерскую отчетность, а также об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности. Пересмотренная бухгалтерская отчетность представляется во все адреса, в которые была представлена первоначальная бухгалтерская отчетность.
Как мы видим, положения п. 8 ПБУ 22/2010 предусматривают, что в пересмотренной бухгалтерской отчетности раскрывается информация об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности. В этой связи мы придерживаемся мнения, что к пересмотренной бухгалтерской отчетности организации следовало представить пояснения, раскрывающие информацию об основаниях составления пересмотренной бухгалтерской отчетности.
В отношении аудиторского заключения отметим, что оно в настоящее время не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять в налоговые органы аудиторское заключение вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью (письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).
Однако следует иметь в виду, что в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением (ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ).
Кроме того, при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, в орган государственной статистики по месту государственной регистрации, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч.ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации у организации отсутствуют денежные средства на проведение обязательного аудита. В таком случае срок для представления аудиторского заключения в орган государственной статистики по месту государственной регистрации составляет не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой получения аудиторского заключения (при появлении у организации денежных средств на проведение обязательного аудита), но не позднее 31.12.2017.
Вы уточнили, что в рассматриваемой ситуации происходит рассмотрение дела о банкротстве организации. Отметим, что п. 2 ст. 70 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) предусмотрено, что:
- если в соответствии с законодательством РФ ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности должника подлежат обязательному аудиту, анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором;
- при отсутствии документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором, в том числе в связи с неисполнением должником обязанности по проведению обязательного аудита, временный управляющий для проведения анализа финансового состояния должника привлекает аудитора, оплата услуг которого осуществляется за счет средств должника.
Согласно п. 3 ст. 70 Закона N 127-ФЗ временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.
Также отметим, что постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 N 367 утверждены Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа. Названные Правила согласно их п. 1 определяют принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении; при проведении финансового анализа арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние должника на дату проведения анализа, его финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность, положение на товарных и иных рынках; документы, содержащие анализ финансового состояния должника, представляются арбитражным управляющим собранию (комитету) кредиторов, в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, в порядке, установленном Законом N 127-ФЗ, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, при проведении проверки его деятельности.
Таким образом, проведение обязательного аудита в рассматриваемой ситуации может быть инициировано временным управляющим.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

14 июня 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики