Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

13.07.2017
ВОПРОС:
Организация (УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы") оказывает услуги такси. В ряде случаев возможна ситуация, при которой кассовый чек водителем выдан, имеется отметка о выполнении поездки, заказ закрыт, однако клиент с водителем не рассчитался.
Можно ли неуплаченные суммы не принять к доходам? Какими документами необходимо оформить факт неполучения оплаты за поездку?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Основанием для уменьшения выручки в случае непоступления денежных средств от клиента может являться акт по форме N КМ-3 с приложенным к нему пробитым кассовым чеком, по которому не поступила оплата.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ в целях главы 26.2 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
В рассматриваемом случае денежные средства от клиента в кассу организации фактически не поступают. Однако на сумму непоступивших наличных средств пробивается кассовый чек.
Документооборот и оформление операций, осуществляемых через контрольно-кассовую технику (далее - ККТ), регламентированы в том числе действующими в настоящее время Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104 (далее - Типовые правила)).
Порядок действий при ошибке кассира-операциониста приведен в п. 4.3 Типовых правил.
Так, на основании п. 4.3 Типовых правил, если ошибочная печать чека (в том числе при неверной сумме в кассовом чеке) не связана с продажей товара покупателю и ошибка обнаружена в тот же день, то в конце рабочей смены следует составить акт по унифицированной форме N КМ-3. В графах 4 и 5 акта указываются, соответственно, номер и сумма каждого ошибочного чека. Акт должен быть подписан ответственными лицами комиссии. В состав комиссии на практике могут входить, в частности, руководитель организации, бухгалтер, кассир-операционист.
На ошибочно пробитый кассовый чек необходимо поставить специальный штамп "Погашено". Погашенный чек наклеивается на лист бумаги и вместе с актом по форме N КМ-3 сдается в бухгалтерию, где он должен храниться вместе с иными документами за данное число.
Указанная в акте по форме N КМ-3 сумма ошибочно пробитого кассового чека далее отражается в графе 15 журнала кассира-операциониста (унифицированная форма N КМ-4), и на данную сумму уменьшается выручка ККТ за этот день (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 24.07.2009 N 17-15/076525, решение АС Свердловской области от 12.05.2011 N А60-45825/2010).
Мы полагаем, что приведенный выше порядок можно применять и в анализируемом случае.
Учитывая изложенное, считаем, что в рассматриваемой ситуации в случае пробития кассового чека и непоступлении денежных средств от клиента, основанием для уменьшения выручки является соответствующим образом оформленный акт по форме N КМ-3 с приложенным к нему пробитым кассовым чеком, по которому не поступила оплата.
Ни Типовые правила, ни иные нормативные акты, регулирующие порядок применения ККТ, не требуют обязательного наличия объяснительной записки работника. Вместе с тем подобный документ учитывается судьями при вынесении решения в случае возникновения спора с контролирующими органами (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 09.04.2008 N КА-А40/2670-08, решение АС Свердловской области от 12.05.2011 N А60-45825/2010).
В этой связи считаем целесообразным в дополнение к акту по форме N КМ-3 приложить объяснительную записку водителя и/или кассира, в которой следует указать, что сумма пробита ошибочно, и назвать причину (отсутствие денежных средств у клиента и т.п.).
Унифицированные формы N КМ-3 и N КМ-4 утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 (далее - Постановление N 132).
В письме Минфина России от 16.09.2016 N 03-01-15/54413) указывается, что Постановление N 132 не подлежит обязательному применению. В свою очередь, в письме ФНС России от 26.09.2016 N ЕД-4-20/18059@ уточняется, что унифицированные формы могут не применяться организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на новый порядок применения ККТ, предусмотренный Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Как видим, данная позиция уполномоченных органов отнюдь не исключает возможность применения и на сегодняшний день унифицированных форм, утвержденных Постановлением N 132.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

20 июня 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики