Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

13.07.2017
ВОПРОС:
Может ли руководитель образовательной организации (директор школы) сам себя назначить на должность учителя и заключить с собой договор, если функцию работодателя по отношению к руководителю выполняет уполномоченный муниципальный орган (Управление образования)? Вправе ли директор решать самостоятельно о предоставлении себе педагогической работы? В случае заключения дополнительного соглашения за работу в порядке совмещения как будет данная работа отражена в тарификационном списке, так как доплата за совмещение состоит из вакантной должности учителя?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Соглашение о выполнении директором школы дополнительной работы в виде совмещения должностей со стороны работодателя должно подписать уполномоченное должностное лицо управления образования.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 60.2 ТК РФ работнику с его письменного согласия может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. При этом доплата за выполнение этой работы должна быть установлена соглашением сторон (часть вторая ст. 151 ТК РФ).
В силу пп. "ж" п. 2 постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" преподавательская работа руководящих работников образовательных учреждений не является совместительством и не требует заключения трудового договора. Указанная работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.
Таким образом, преподавательская работа (проведение занятий), выполняемая директором школы в течение установленной продолжительности рабочего дня одновременно со своей основной работой, должна быть оформлена как совмещение должностей по правилам ст. 60.2 ТК РФ и ст. 151 ТК РФ.
Для правильного документального оформления выполнения дополнительной работы необходимо оформить два кадровых документа:
- приказ (распоряжение) работодателя о выполнении работником дополнительной работы;
- соглашение сторон трудового договора, в котором определяется размер доплаты за выполнение работником дополнительной работы.
Обращаем внимание на то, что при совмещении профессий (должностей) не происходит назначения работника на другую должность, на него лишь возлагаются обязанности по выполнению дополнительной работы по этой должности. В этой связи соглашение сторон, о котором идет речь в ст. 151 ТК РФ, не является дополнительным соглашением к трудовому договору. Как следует из ст. 60.2 ТК РФ, дополнительная работа выполняется работником "наряду с работой, определенной трудовым договором", то есть она выходит за рамки работы, предусмотренной трудовым договором. Такая работа не может отражаться в трудовом договоре, иначе это будет уже не дополнительная, а предусмотренная трудовым договором работа. Кроме того, в отличие от трудового договора (включая дополнительные соглашения к нему), действие соглашения о выполнении работником дополнительной работы может быть в любой момент досрочно прекращено в одностороннем порядке по инициативе любой из сторон: работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении. О досрочном прекращении выполнения дополнительной работы стороны предупреждают друг друга в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (часть четвертая ст. 60.2 ТК РФ). При этом такое прекращение выполнения дополнительной работы не означает прекращения, изменения трудового договора - трудовой договор, заключенный с работником, продолжит свое действие и после его отказа от выполнения порученной работы или отмены поручения работодателем.
Вместе с тем пунктом 5.4 Приложения 2 к приказу Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - Приложение 2 к приказу N 1601) установлено, что определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указываются срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты. В отношении руководителя, замещающего должность педагогического работника, исключений не установлено.
Как мы поняли из вопроса, речь идет о руководителе муниципального бюджетного учреждения образования, который будет совмещать работу по должности учителя в этом учреждении. Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Бюджетное учреждение является юридическим лицом, приобретающим гражданские права и принимающим на себя гражданские обязанности через свои органы. В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона N 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с Законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами, а в отношении бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом (ст.ст. 48, 53 ГК РФ, ст.ст. 3, 9.2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 123.21 ГК РФ руководитель учреждения назначается учредителем. Учредителем муниципального бюджетного учреждения является муниципальное образование (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ), от имени которого согласно п. 2 ст. 125 ГК РФ действуют соответствующие органы местного самоуправления. В силу части 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования могут создавать муниципальные учреждения; функции и полномочия учредителя в отношении таких учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления, которые, помимо прочего, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных учреждений. В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального образования, которая перед заключением трудового договора с работником, принятым на должность руководителя учреждения, производила его назначение на должность. При этом трудовой договор с руководителем учреждения по смыслу ст.ст. 20 и 275 ТК РФ должен быть заключен также администрацией муниципального образования, которая в данном случае будет действовать не как работодатель, а как представитель работодателя-учреждения.
Поскольку норма пункта 5.4 Приложение 2 к приказу N 1601 указывает на необходимость определения учебной нагрузки работника, выполняющего в порядке совмещения должностей работу учителя, в дополнительном соглашении к трудовому договору, мы считаем, что в данном случае согласовать нагрузку руководителя необходимо уполномоченному лицу соответствующего органа местного самоуправления, на которого возложена обязанность по заключению трудового договора с руководителем учреждения, учредителем которого выступает это муниципальное образование. При этом полагаем, что определение учебной нагрузки руководителю путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору не подразумевает внесение изменений в условие о трудовой функции работника и не влияет на саму возможность отмены работодателем поручения дополнительной работы или отказа руководителя от выполнения такой работы в порядке, установленном ст. 60.2 ТК РФ.
Действующее федеральное законодательство не устанавливает требований к оформлению тарификационных списков. По мнению специалистов Роструда, в тарификационном списке работников образования необходимо указывать должность работника согласно штатному расписанию. Например, если директор ведет преподавательскую работу в тарификационном списке необходимо указать "директор" и преподаваемую им дисциплину (смотрите ответ на вопрос, размещенный на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

22 июня 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

Все консультации данной рубрики