Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
13.07.2017
- Обязательно ли создание в казенном госучреждении постоянно действующей комиссии по поступлению и списанию государственного движимого имущества (в частности, обязательно ли комиссионное оформление поступления в Учреждение движимого имущества)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В казенном учреждении в обязательном порядке должна быть создана постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов, на основании решений которой осуществляется в том числе принятие к учету объектов нефинансовых активов.
Без участия комиссии может быть оформлено поступление приобретенных в рамках договора купли-продажи материальных запасов, в отношении которых срок эксплуатации не установлен, если при их приемке не выявлены наличие количественного и (или) качественного расхождения, а также несоответствие ассортимента. В остальных ситуациях поступления движимого имущества требуется комиссионное оформление их принятия к учету.
Обоснование вывода:
Необходимость создания в организации госсектора постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - комиссии) обусловлена положениями п.п. 25, 34, 44, 46, 51, 60, 61, 63, 339, 371 и 377 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Согласно положениям п. 34 Инструкции N 157н решение комиссии является основанием для принятия к учету:
- основных средств;
- нематериальных активов;
- непроизведенных активов;
- материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации.
В отдельных ситуациях требуется решение комиссии об определении оценочной стоимости материальных запасов (абз. 4 п. 25 Инструкции N 157н). То есть документы по приемке соответствующих объектов будут оформляться на основании решения комиссии даже в ситуации, если срок эксплуатации для них не установлен.
Исходя из положений п. 44 Инструкции N 157н решением комиссии устанавливается срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации при отсутствии информации о сроке использования объекта нефинансовых активов в законодательстве РФ и в документах производителя, а также пересматривается ранее установленный срок при изменении первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств. Кроме того, присутствие одного из членов комиссии является необходимым при нанесении инвентарного номера на принятый к учету в составе основных средств инвентарный объекта (п. 45 Инструкции N 157н).
В соответствии с п. 63 Инструкции N 157н на основании решения комиссии в бухгалтерском учете организаций госсектора отражаются операции по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию нематериальных активов. При этом срок использования объекта нематериальных активов, в том числе являющихся предметом лизинга (сублизинга), в целях принятия их к бухгалтерскому учету согласно п. 60 Инструкции N 157н устанавливается исключительно на основании решения комиссии. К полномочиям комиссии также относится определение (уточнение) продолжительности периода, в течение которого предполагается использовать нематериальный актив, в целях расчета сумм амортизации объектов нематериального актива (п. 61 Инструкции N 157н).
Условие о наличии решения комиссии в целях принятия к бухгалтерскому учету предметов, используемых в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, готовой продукции товаров товары для продажи, учитываемых в составе материальных запасов, положениями Инструкции N 157н не установлено.
Исходя из реквизитов, предусмотренных формой Акта о приеме-передача нефинансовых активов (ф. 0504101), и положений Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н), заключение комиссии требуется в целях оформления передачи объектов нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями), в том числе: при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения); передаче имущества в государственную (муниципальную) казну. При этом каких-либо исключений в части операций по передаче объектов нефинансовых активов, являющихся материальными запасами, положениями Приказа N 52н не предусмотрено.
Реквизиты Акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220), оформляемого при приемке материалов (материальных ценностей) в случае наличия количественного и (или) качественного расхождения, а также несоответствия ассортимента принимаемых материальных ценностей сопроводительным документам отправителя (поставщика), указывают на необходимость присутствия комиссии при приемке материальных запасов.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным, согласно законодательству РФ, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти (абз. 2 п. 7 Инструкции N 157н). Соответственно, в целях исключения рисков возникновения разногласий с органами государственного (муниципального) финансового контроля по вопросу принятия к бухгалтерскому учету документов, оформленных ненадлежащим образом (в частности при наличии в унифицированной форме, применение которой в целях принятия к учету объектов нефинансовых активов согласно положениям Приказа N 52н является обязательным, полей для заполнения решения комиссии), учреждению целесообразно оформлять данные документы при участии комиссии.
Без участия комиссии может быть оформлено поступление приобретенных в рамках договора купли-продажи материальных запасов, в отношении которых срок эксплуатации не установлен*(1), если при их приемке не выявлено наличия количественного и (или) качественного расхождения, а также несоответствия ассортимента. В остальных ситуациях поступления движимого имущества требуется комиссионное оформление их принятия к учету.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
22 июня 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Полагаем, что к таким материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, готовая продукция и товары для продажи, учитываемых в составе материальных запасов. При отсутствии в Инструкции N 157н определения понятия "материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации" конкретный перечень таких материальных запасов может быть определен локальным актом учреждения.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним