Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
20.07.2017
- В транспортной организации предрейсовый медицинский осмотр проводит физическое лицо, имеющее соответствующее удостоверение. Данное физическое лицо не состоит ни в штате данной организации, ни в штате какой-либо иной организации. Вознаграждение за услугу проведения медицинского осмотра физическое лицо не получает. Правомерно ли проведение указанным лицом предрейсового медицинского осмотра? Предусмотрена ли в данном случае административная ответственность организации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Проведение указанным в вопросе лицом предрейсового медицинского осмотра является нарушением действующего законодательства и может явиться основанием для привлечения организации и ее должностных лиц к административной ответственности.
Обоснование вывода:
Частью второй ст. 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных медицинских осмотров. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) (часть третья ст. 213, абзац шестой ст. 214 ТК РФ).
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), п. 4, п. 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей (смотрите также п. 1.33, пп. "а" п. 8.3 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ РМ-008-99, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 N 18). Порядок проведения таких осмотров (далее - Порядок) утвержден приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835н.
Согласно п. 8 Порядка предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым). Методические рекомендации "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств" (утверждены Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002, далее - Методические рекомендации), которые продолжают действовать в настоящее время, в п. 1.2 Приложения 2 также указывают, что данные виды осмотра проводятся медицинскими работниками организаций, а также медицинскими работниками учреждения здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию (п. 1.4 Приложения 2 Методических рекомендаций).
Медицинский персонал организаций, на основании п. 1 ч. 1 ст. 100 Закона N 323-ФЗ, должен иметь сертификат специалиста. А для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров медицинский работник должен пройти специальное обучение (введение к Методическим рекомендациям).
В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность подлежит лицензированию. Как следует из п. 6 ст. 3 данного закона, лицензиатом может являться только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может иметь лицензию на медицинскую деятельность.
Медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291. Следовательно, лицензированию подлежит именно медицинская деятельность по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Таким образом, предрейсовые осмотры могут проводиться либо силами собственных медицинских работников организации, эксплуатирующей транспортные средства, принятых по трудовому договору, при условии наличия у них соответствующего образования и сертификата специалиста, либо медицинской организацией (учреждением здравоохранения) на основании заключенного с ней гражданско-правового договора*(1).
Привлечение же организацией для проведения предрейсовых медицинских осмотров лиц, не являющихся ее работниками и не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, не соответствует приведенным выше правилам и, как показывает правоприменительная практика, может повлечь неблагоприятные последствия как для исполнителя, так и для заказчика. Если лицо, проводящее медицинские осмотры (то есть фактически осуществляющее медицинскую деятельность без лицензии), может быть привлечено к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, то заказчик таких услуг (а также его должностные лица) в зависимости от конкретных обстоятельств может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.20, ч. 3 ст. 5.27.1, ст. 11.32, ч. 2 ст. 12.31.1, ч.ч. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ (постановление Верховного Суда РФ от 15.08.2014 N 18-АД14-29, решение Верховного Суда Республики Мордовия от 02.06.2011 N 7.1-32/2011, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016 N 21АП-59/16, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 N 02АП-3135/15, решение Приморского краевого суда от 29.03.2016 по делу N 21-348/2016, решение Архангельского областного суда от 05.05.2016 по делу N 7р-294/2016, решение Красноярского краевого суда от 16.04.2015 по делу N 7р-316/2015, определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 08.07.2015 N 4-АПГ15-14).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голубев Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
26 июня 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что на сегодняшний день в правоприменительной практике не выработан единообразный подход относительно возможности проведения предрейсовых медосмотров силами собственных медработников, если у работодателя отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности. Законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию. Это соответствует и нормам Закона N 99-ФЗ (ст. 2) и Закона N 196-ФЗ (ст. 20, 23), согласно которым к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан. Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что организация, осуществляющая процедуры по проведению медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового), должна иметь соответствующую лицензию.
До вступления в силу Порядка суды нередко исходили из того, что требование о необходимости получать лицензию на осуществление медицинской деятельности распространяется только на тех лиц, для которых деятельность по проведению предрейсовых медицинских осмотров является одной из основных. Если же организация, эксплуатирующая автомобили, проводит предрейсовые осмотры только в отношении своих водителей и не оказывает этих услуг иным хозяйствующим субъектам, делать она это может и в отсутствие лицензии, силами собственных работников, имеющих соответствующую подготовку и необходимые сертификаты (постановления ФАС Московского округа от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009(1741-А45-43), ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 N А53-3470/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.2008 N А74-985/2008-Ф02-3737/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А31-6296/2007-13, ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-2901/07, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 N 17АП-177/2011, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 N 06АП-747/2009, Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 N 03АП-2388/2009, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 N 15АП-4847/14, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 N 03АП-3973/14, постановление Саратовского областного суда от 23.04.2013 по делу N 7-235/13, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 N 06АП-4657/13).
Однако на сегодняшний день распространен и обратный подход, предполагающий, что наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности в подобных организациях является обязательным (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10653/15 от 18.09.2015, апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 18.06.2015 по делу N 33-9090/2015, решение Арбитражного суда Республики Алтай от 06.05.2015 по делу N А02-621/2015, решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.10.2015 по делу N А62-6347/2015, постановление Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15.10.2015 по делу N 5-299/2015).
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним