Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

21.07.2017
ВОПРОС:
Территориальным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) выявлены факты нецелевого использования бюджетным учреждением средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) прошлого года. Как бюджетному учреждению здравоохранения отразить в бухгалтерском учете возврат денежных средств ОМС (код финансового обеспечения "7"), использованных не по целевому назначению в ТФОМС? По какой статье КОСГУ и какому коду вида расходов (КВР) следует отразить данную операцию? Каков порядок отражения расходов, связанных с уплатой штрафа?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расчеты с ТФОМС по выявленным фактам нецелевого использования средств ОМС могут быть отражены в учете с применением счета 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
Обязательства, связанные с возмещением ущерба, причиненного в результате нецелевого использования средств бюджета ТФОМС, могут быть отражены с применением элемента видов расходов 853 "Уплата иных платежей" в увязке по статьей 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Согласно положениям ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и пункта 130.2 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оплату медицинской помощи (далее - средства ОМС), медицинская организация:
- уплачивает штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств;
- возвращает в бюджет территориального фонда (далее - ТФОМС) средства, использованные не по целевому назначению, в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Несмотря на наличие требований о возврате в бюджет ТФОМС средств, использованных не по целевому назначению, нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности организациями госсектора, не установлен детальный порядок возврата указанных средств, включая порядок отражения соответствующих показателей при формировании бюджетным (автономным) учреждением бухгалтерской отчетности. Отсутствие детального порядка обусловлено прежде всего тем, что ТФОМС, являясь администратором доходов поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, не является органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя. При этом средства ОМС учреждения получают также не от ТФОМС, а от страховой медицинской организации (ст. 39 Закона N 326-ФЗ). Соответственно, возможность и необходимость сопоставления показателей возвращенных в бюджет ТФОМС средств ОМС при выявлении фактов использования их не по целевому назначению, отражаемых в отчетности бюджетных (автономных) учреждений, в отличие от операций по возврату в доход бюджета средств субсидий, с показателями бюджетной отчетности учредителя отсутствует.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), подлежат отражению по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат" аналитической группы подвида доходов бюджетов и по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.
В случае выявления нецелевого расходования средств ОМС текущего года по общему правилу осуществляется отражение начисления соответствующих доходов от оказания медицинских услуг методом "Красное сторно" (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 26.10.2012 N 02-06-10/4496). В рассматриваемой ситуации выявлен факт нецелевого расходования бюджетным учреждением средств ОМС, предоставленных на реализацию территориальной программы ОМС прошлого года. Соответственно, отражение в бухгалтерском учете корректировочных записей способом "Красное сторно" приведет к искажению финансового результата по доходам текущего финансового года, сформированного в рамках деятельности со средствами ОМС.
Учитывая, что направление средств ОМС текущего года для исполнения обязательств перед ТФОМС по возврату средств ОМС, использованных не по целевому назначению в прошлом году, а также на уплату штрафных санкций в связи с нарушениями порядка использования средств ОМС, также может быть квалифицировано в качестве нецелевого расходования средств ОМС текущего года, финансовым обеспечением исполнения указанных обязательств могут являться средства, полученные в рамках приносящей доход деятельности. При отсутствии требования об отражении операции по возврату средств ОМС на лицевом счете, открытом в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) для учета операций со средствами ОМС, операции по возврату средств ОМС, использованных не по целевому назначению, и оплате штрафных санкций могут быть отражены непосредственно с лицевого счета, на котором учитываются средства от приносящей доход деятельности.
Расходы, связанные с возмещением ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования средств бюджетов ТФОМС, прямо не поименованы в описании ни одного из элементов видов расходов и статей (подстатей) КОСГУ из Указаний N 65н. Полагаем, что они могут быть отражены по элементу видов расходов 853 "Уплата иных платежей" и по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ как прочие платежи, не отнесенные к иным кодам бюджетной классификации.
В рассматриваемой ситуации с учетом положений п.п. 73, 131 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 2 401 20 290 Кредит 2 303 05 730
- начисление задолженности перед ТФОМС в размере средств ОМС, использованных не по целевому назначению, а также штрафа за счет средств от приносящей доход деятельности;
2. Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 201 11 610, одновременно отражается увеличение забалансового счета 18 (КВР 853, КОСГУ 290), открытого к счету 2 201 11 000
- отражено перечисление средств в целях исполнения обязательств перед ТФОМС.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Порядок применения кодов видов расходов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

28 июня 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики