Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
25.07.2017
- В организацию поступил исполнительный лист по судебному решению на удержание с доходов работника 30% с июня 2017 года. Удержания по исполнительным документам связаны с кредитными обязательствами работника.
Каков порядок удержания денежных средств в связи с изменениями Федерального закона 02.10.2007 N 229-ФЗ?
В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 101-ФЗ) лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или его копии от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе.
Перечислить удержанные денежные средства взыскателю необходимо в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы (ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ).
При этом перевод и перечисление денежных средств производятся только за счет должника.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в силу прямого указания закона обязанность производить удержания из выплачиваемых работнику доходов возникает у работодателя со дня получения исполнительного листа (его копии). Соответственно, впервые произвести удержание необходимо в трехдневный срок со дня первой (ближайшей) выплаты заработной платы после получения исполнительного документа.
Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника исчисляется исходя из суммы, оставшейся после удержания налогов (второй абзац п. 1 ст. 210 НК РФ, ч. 1 ст. 99 Закона N 229-ФЗ).
Исходя из этого, существует мнение, что удержание с должника соответствующей суммы должно осуществляться один раз в месяц при окончательном расчете его дохода.
Однако, на наш взгляд, такой подход является не совсем верным и может привести к возникновению ситуаций, при которых работодатель будет лишен возможности удержать из заработка работника необходимую сумму. Так, по общему правилу заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ст. 136 ТК РФ). При этом размер заработной платы, выплачиваемой за первую половину месяца (на практике именуется авансом), определяется на основании соглашений, коллективного договора, локальных нормативных актов или трудового договора, однако он не может быть ниже оклада (тарифной ставки) работника в расчете за отработанное время (выполненную работу) (постановление Совета Министров СССР от 23.05.1957 N 566 "О порядке выплаты заработной платы рабочим за первую половину месяца", ст. 423 ТК РФ, смотрите также письмо Роструда от 08.09.2006 N 1557-6).
Законодательство не содержит норм, которые указывали бы на возможность выплаты части заработной платы (аванса) сотруднику в размере менее суммы, которая полагается ему за фактически отработанное время в периоде, за который сотрудник получает оплату. При этом у сотрудника до окончания месяца могут быть периоды, в течение которых он не будет работать (например отпуск без сохранения заработной платы), и, соответственно, у него может не быть заработной платы к выдаче по окончании месяца с учетом того, что ранее он уже получил аванс. В таком случае при неудержании сумм по исполнительному листу с выплаты, которая была осуществлена работодателем ранее в том же месяце, складывается ситуация, когда работодатель, при отсутствии до конца этого же месяца отработанных дней и, как следствие, заработной платы за эти дни, не сможет исполнить обязанность по удержанию, которая Законом N 229-ФЗ возлагается именно на него.
Таким образом, по нашему мнению, работодатель должен производить удержание необходимой суммы с каждой выплаты, которая полагается работнику независимо от положений НК РФ, устанавливающего требование о необходимости удержания НДФЛ непосредственно из доходов сотрудника, датой фактического получения которого признается последний день месяца, за который ему был начислен доход (смотрите определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.04.2011 по делу N А75-1884/2011, решение Локтевского районного суда Алтайского края от 08.05.2013 по делу N 12-57).
Если исполнительный документ получен работодателем уже после очередной выплаты заработной платы за период, за который в соответствии с исполнительным документом должно быть осуществлено удержание, то осуществить его следует только из следующей выплаты в соответствии с размером, установленным в исполнительном документе.
Рассмотрим на примере.
Исполнительный лист на работника поступил 29 июня 2017 г. Согласно документу работодатель обязан ежемесячно удерживать с работника денежные средства в размере 30% заработка в счет погашения его кредитных обязательств, начиная с июня 2017 г.
Зарплата работника, начисленная за июнь, составила 20 000 руб. 21 июня он получил аванс - 10 000 руб.
Вторая часть зарплаты выплачивается 6 июля (то есть уже после получения организацией исполнительного листа).
В данной ситуации работодатель обязан произвести удержания начиная с заработной платы работника за вторую половину июня и только в том размере, который указан в исполнительном документе.
Следовательно, при выплате 6 июля 2017 г. заработной платы, которая будет исчислена за отработанное работником время во второй половине июня, работодателю следует удержать:
- сумму НДФЛ 2600 руб. (20 000 руб. х 13%) (ч. 1 ст. 99 Закона N 229-ФЗ);
- из оставшейся суммы (с учетом выплаченного аванса) удержать 30% в счет погашения обязательств работника: 2220 руб. (20 000 - 2600 - 10 000) х 30%.
Таким образом, 6 июля работник должен получить на руки: 20 000 - 2600 - 10 000 - 2220 руб. = 5180 руб.
Однако, как уже было отмечено выше, перевод и перечисление денежных средств осуществляются только за счет работника.
При этом ограничения по размерам удержаний (не более 50% от заработной платы) распространяются только на сумму, указанную в исполнительном документе (ч. 2 ст. 99 Закона N 229-ФЗ, ст. 138 ТК РФ). Соответственно, расходы на перечисление (перевод) денежных средств в указанное ограничение не входят. Они представляют собой не удержание, а дополнительные затраты, которые должен компенсировать работник-должник (ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ, письмо Федеральной службы по труду и занятости от 11.03.2009 N 1147-ТЗ).
В связи с этим из причитающейся работнику суммы необходимо вычесть соответствующие расходы (почтовые, банковские и т.п.).
К примеру, размер банковской комиссии составляет 1% от перечисляемой суммы, т.е. 222 руб. (2220 руб. х 1%).
Следовательно, на руки работнику будет выдана сумма:
4958 руб. (5180 руб. - 222 руб.).
В бухгалтерском учете удержание сумм по исполнительному листу будет отражено следующим образом:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 70 - 20 000 руб.
- отражено начисление заработной платы;
Дебет 70 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДФЛ"
- 2600 руб. - удержан НДФЛ с суммы заработной платы;
Дебет 70 Кредит 76, субсчет "Расчеты по исполнительным документам"
- 2220 руб. - удержана из заработной платы сумма по исполнительному листу;
Дебет 73 Кредит 76, субсчет "Расчеты по перечислению денежных средств по исполнительным документам"
- 222 руб. - отражены расходы по перечислению суммы, удержанной с зарплаты работника-должника;
Дебет 70 Кредит 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"
- 222 руб. - погашены из доходов работника расходы по перечислению его задолженности взыскателю.
Документооборот
Все обязательные удержания денежных сумм из доходов работников на основании исполнительного документа осуществляются без издания специального приказа руководителя об удержании и без согласия работника. Основанием для исчисления соответствующих сумм, причитающихся к удержанию, служат сами исполнительные документы.
О поступлении исполнительного документа организация обязана уведомить взыскателя (лицо, в пользу которого осуществляются удержания) и судебного исполнителя. Уведомление может быть оформлено в виде письма, составленного в произвольной форме и направленного в два адреса.
Самого же работника-должника, по мнению Роструда, следует ознакомить под подпись с исполнительным документом (письмо Роструда от 19.12.2007 N 5204-6-0), хотя напрямую такая обязанность законодательством не установлена. Однако поскольку должник, как одна из сторон исполнительного производства, вправе знакомиться с материалами исполнительного производства (ч. 1 ст. 50 Закона N 229-ФЗ), в случае, если работник потребует ознакомить его с поступившим исполнительным листом, работодатель обязан предоставить работнику такую возможность.
Кроме того, согласно части первой ст. 136 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме извещать работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Из этого следует, что законом установлена обязанность работодателя при выплате заработной платы известить работника о том, на каком основании из его заработной платы удержаны те или иные суммы. В рассматриваемой ситуации это означает, что работодатель обязан уведомить работника о поступлении исполнительного листа, в соответствии с которым из заработной платы производятся удержания. Поэтому организация может занять позицию Роструда и при поступлении исполнительных документов ознакомить работника с ними под подпись.
Все исполнительные документы, поступившие в организацию, должны быть обязательно зарегистрированы, во-первых, в общем журнале учета регистрации входящей корреспонденции, а во-вторых, в специальном журнале учета и регистрации исполнительных документов.
Форму журнала учета и регистрации исполнительных документов организация вправе разработать самостоятельно. За основу можно взять форму Журнала учета и регистрации исполнительных документов, утвержденную в Приложении N 1 Порядка ведения учета и осуществления хранения документов по исполнению судебных актов..., утвержденного приказом Федерального казначейства от 26.09.2007 N 5н. Разработанную форму журнала необходимо утвердить в качестве одного из приложений к бухгалтерской учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).
Учитывая трехдневный срок, в течение которого работодатель должен перечислить удержанные денежные средства взыскателю, полагаем целесообразным разработать ежемесячный регистр удержаний денежных средств из заработной платы работников по исполнительным документам. Форму такого регистра можно утвердить в качестве приложения к учетной политике.
Чтобы не запутаться в расчетах, а также чтобы обосновать судебному приставу-исполнителю оставшуюся задолженность работника или сумму, перечисленную в счет погашения задолженности, считаем целесообразным по каждому исполнительному документу вести отдельный реестр удержания денежных средств из заработной платы должника, в котором указывается:
- размер полученных доходов;
- сумма НДФЛ;
- сумма, удержанная и перечисленная по исполнительному листу;
- дата перечисления и номер платежного документа.
Такой документ может быть представлен в службу судебных приставов либо по их требованию, либо вместе с исполнительным листом по окончании удержаний, либо при смене места работы должника, как того требует п. 4 ст. 98 Федерального закона N 229-ФЗ.
Информация об удержанных суммах отражается в ведомостях начисления и выплаты заработной платы (Расчетно-платежной ведомости либо Расчетной ведомости).
Расчеты по удержанию также могут отражаться и в бухгалтерской справке.
Исполнительные документы необходимо хранить, как бланки строгой отчетности - в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность (п. 6.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105). Если должностное лицо организации, ответственное за хранение исполнительного листа или судебного приказа, потеряет его и вина этого лица будет доказана, постановлением судебного пристава-исполнителя может быть наложен штраф (ст. 431 ГПК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
7 июля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним