Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

27.01.2012
ВОПРОС:
ООО требуется закупать спиртосодержащую продукцию (например коньяк) для производственной деятельности (производства кондитерских изделий). Оптовые поставщики отказываются заключать договоры и продавать спиртосодержащие товары, мотивируя тем, что у ООО нет лицензии на продажу данных товаров.
На каком основании ООО можно закупать спиртосодержащие товары для производственной деятельности (не для продажи)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поставка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции покупателю, деятельность которого не подлежит лицензированию, не является нарушением законодательства.

Обоснование вывода:
Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регулируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон об обороте алкоголя) (п. 1, 2 ст. 1 названного закона).
По общему правилу производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежат лицензированию (смотрите п. 1, 2 ст. 18 Закона об обороте алкоголя). Вместе с тем имеются исключения из этого правила. Так, не требуется получения лицензии для закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях (абзац четвертый п. 1 ст. 18 Закона об обороте алкоголя).
Из п. 2 ст. 18 Закона об обороте алкоголя следует, что не требуется отдельной лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляемое не в качестве самостоятельного вида деятельности, а в целях производства иной продукции (смотрите также постановления ФАС Волго-Вятского округа от 27 марта 2006 г. по делу N А29-12688/2005а, ФАС Дальневосточного округа от 5 ноября 2003 г. N Ф03-А51/03-2/2589).
В рассматриваемом случае организация не осуществляет последующую реализацию приобретаемого этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а лишь использует их для производства кондитерских изделий. Подобная деятельность также не подлежит лицензированию (смотрите ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Таким образом, при изложенных в вопросе обстоятельствах организация вправе закупать этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию без лицензии. Для поставщика такая поставка связана с риском аннулирования лицензии (смотрите п. 3 ст. 20 Закона об обороте алкоголя). Однако по смыслу указанной нормы во взаимосвязи с п. 1 и 2 ст. 18 Закона об обороте алкоголя лицензия поставщика может быть аннулирована не в силу самого факта отсутствия у покупателя лицензии, а лишь при условии, что соответствующая деятельность покупателя подлежит лицензированию (смотрите также постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 1 июля 2003 г. N Ф08-1871/03-832А).
С учетом изложенного в рассматриваемом случае поставка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не является нарушением законодательства.
Отметим, что специальный порядок подтверждения факта закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для производства иной продукции не предусмотрен. Полагаем, что это обстоятельство может быть отражено в договоре поставки.
К сожалению, нам не удалось обнаружить разъяснения компетентных органов по рассматриваемому вопросу. Обращаем Ваше внимание, что изложенное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в уполномоченные органы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

12 января 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики