Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

26.07.2017
ВОПРОС:
Заказчик (МУП) проводит электронный аукцион в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Предметом контракта является предоставление услуг фиксированной связи, в число которых входят и услуги междугородной связи. При этом в аукционной документации указано на необходимость предоставления участником закупки лицензий на осуществление всех видов деятельности, охватываемых предметом контракта. Участник имеет все лицензии, за исключением лицензии на оказание услуг междугородной связи. Он имеет возможность оказывать данные услуги на основании агентских договоров и доверенностей от других операторов.
Может ли данный участник участвовать в аукционе?
ОТВЕТ:

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, предусмотренные этой нормой, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 указанной части).
Под этими требованиями в первую очередь понимается предусмотренная законом на основании п. 1 ст. 49 ГК РФ необходимость наличия лицензии для осуществления того или иного вида деятельности или участия в саморегулируемой организации, или наличия выданного саморегулируемой организацией допуска. По смыслу ч. 8 ст. 31 Закона N 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок в обязательном порядке проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, заказчик по общему правилу обязан установить требование о наличии у участников закупки соответствующей лицензии и проверять участников на соответствие этому требованию, а участники закупки обязаны подтвердить соответствие этому требованию. В рамках проведения электронного аукциона такое подтверждение осуществляется участником путем представления соответствующих документов (копии лицензии) в составе второй части заявки на участие в аукционе (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
При этом судебная практика исходит из того, что лицензия на выполнение работ (оказание услуг), являющихся самостоятельным предметом закупки, должна иметься у самого участника закупки, независимо от того, имеет ли он возможность нанять для непосредственного выполнения работ (оказания услуг) другое лицо, обладающее такой лицензией (п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.). В то же время в этом же пункте Обзора отмечается, что, если какие-либо работы (услуги) не являются самостоятельным предметом закупки, а входят неотъемлемой частью в комплекс работ (услуг), составляющий предмет контракта, требование о наличии лицензии на выполнение таких работ (оказание услуг) непосредственно у подрядчика (исполнителя) не является обязательным. Выполнение таких работ или оказание таких услуг может осуществляться иными лицами, обладающими соответствующей лицензией и привлеченными подрядчиком (исполнителем) к исполнению контракта на основании договора между ними.
Как следует из вопроса, в рассматриваемой ситуации оказание услуг междугородной связи не является самостоятельным предметом закупки, а входит составной частью в комплекс услуг по предоставлению фиксированной связи. Вместе с тем оказание таких услуг требует наличия отдельной лицензии, так как к нему предъявляются самостоятельные лицензионные требования, отличные от требований к предоставлению иных услуг связи (смотрите Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87). По информации, содержащейся в вопросе, требование о наличии у участника закупки лицензии на предоставление услуг междугородной связи было заявлено заказчиком в документации об аукционе.
В связи с этим необходимо отметить, что по смыслу п.п. 1 и 3 ст. 49 ГК РФ право осуществлять лицензируемые виды деятельности является элементом правоспособности юридического лица, возникающим с момента получения им лицензии (смотрите также постановление ФАС Уральского округа от 10.09.2013 N Ф09-8853/13). А из совокупного толкования п.п. 5 и 6 ст. 3, ч.ч 1 и 3 ст. 13 и ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) следует, что лицензия выдается конкретному юридическому лицу, которое обращалось в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии и представило документы, подтверждающие его соответствие лицензируемым требованиям. Отсюда следует вывод, что право на осуществление лицензируемого вида деятельности связано с личностью юридического лица и не может передаваться им другим лицам, в том числе на основании договоров.
Данный вывод находит свое отражение и в нормах законодательства. Так, в частности, в п. 3 ст. 559 ГК РФ содержится указание на то, что при продаже предприятия те права продавца, которые были получены им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче покупателю предприятия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. А положения ч. 1 ст. 18 Закона N 99-ФЗ предусматривают единственный случай передачи прав по лицензии другому юридическому лицу - переоформление лицензии в связи с реорганизацией лицензиата в форме преобразования.
Из вышеизложенного следует, что юридическое лицо, обладающее лицензией на осуществление определенного вида деятельности, не может предоставить право на осуществление такой деятельности другому юридическому лицу на основании агентского договора. Данная позиция подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 13.01.2011 N 9174/10).
Таким образом, участник электронного аукциона, указанный в вопросе, не обладая выданной непосредственно ему лицензией на предоставление услуг междугородной связи, не может осуществлять данный вид деятельности, относящийся к лицензируемым видам деятельности, и, следовательно, не соответствует требованиям заказчика, указанным в закупочной документации. Поэтому заявка такого участника должна быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, на основании ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ в связи с непредставлением документов (копий документов), подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, или несоответствием участника аукциона таким требованиям.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

5 июля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики