Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

27.07.2017
ВОПРОС:
Организация занимается перевозкой пассажиров на теплоходах внутреннего водного (речного) транспорта, а также на транспортных средствах, входящих в Российский международный реестр судов. Все суда осуществляют прогулочные маршруты по Москве-реке (перевозят пассажиров). Труд инвалидов организацией не используется, средства из бюджета г. Москвы не получались. Транспортные средства, входящие в Российский международный реестр судов, состоят на учете в Санкт-Петербурге, все остальные - в Москве. Необходимо ли уплачивать налог на имущество с данных объектов? Если да, то куда необходимо уплачивать налог на имущество и сдавать декларации по "питерским" судам - в Москву или Санкт-Петербург?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций при наличии у налогоплательщика определенных документов.
Если суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, из объекта налогообложения не исключаются, уплату налога (авансовых платежей), исчисленного в их отношении, следует осуществить в бюджет г. Санкт-Петербурга.
НК РФ и законодательство г. Москвы не содержат оснований для применения Вашей организацией льгот в отношении судов, осуществляющих перевозки по Москве-реке.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения налогом на имущество (далее - Налог) для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ).
Для целей исчисления Налога морские суда, суда внутреннего плавания, подлежащие государственной регистрации, следует рассматривать в качестве объекта недвижимого имущества (п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 130 ГК РФ.
На основании ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: 1) Государственном судовом реестре; 2) реестре маломерных судов; 3) бербоут-чартерном реестре; 4) Российском международном реестре судов; 5) реестре строящихся судов.
В то же время пп. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ определяет, что не признаются объектами налогообложения суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (далее - РМРС).
Данной нормой п. 4 ст. 374 НК РФ был дополнен Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ. Одновременно утратила силу, по сути, аналогичная норма, содержащаяся ранее в п. 18 ст. 381 НК РФ.
Разъясняя применение положений п. 18 ст. 381 НК РФ, работники финансового ведомства (смотрите, например, письма Минфина России от 21.05.2012 N 03-03-06/1/257, от 10.04.2009 N 03-05-05-01/23) придерживались позиции, согласно которой для освобождения от обложения Налогом необходимо иметь свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ с даты регистрации судна в РМРС, а также ежегодное подтверждение такой регистрации.
И хотя в отношении пп. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ таких пояснений дано не было, мы не исключаем, что контролирующие органы при проверке обоснованности применения положений пп. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ будут придерживаться аналогичной позиции.
В этой связи полагаем, что для применения положений пп. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ в отношении указанных Вами судов, входящих в РМРС, необходимо наличие свидетельств о праве их плавания под Государственным флагом РФ с даты регистрации судов в РМРС, а также ежегодное подтверждение таких регистраций. В противном случае исключение указанного имущества из объекта налогообложения может привести к налоговым спорам.
Льготы по региональным налогам, к которым в соответствии со ст. 14 НК РФ относится Налог, устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах (п. 3 ст. 56 НК РФ).
Так, налоговые льготы по Налогу предусмотрены ст. 381 НК РФ. Однако в закрытом перечне, закрепленном в ст. 381 НК РФ, не указаны морские суда, суда внутреннего плавания, используемые для перевозки пассажиров.
Применяемые на территории г. Москвы налоговые льготы по Налогу установлены ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 64).
Пункт 4 части 1 ст. 4 Закона N 64 определяет, что освобождаются от уплаты налога организации городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающие ассигнования из бюджета г. Москвы.
Из буквальной трактовки данной нормы следует, что для применения льготы необходимо одновременное выполнение двух условий:
- организация должна являться организацией городского пассажирского транспорта общего пользования;
- организация должна получать средства из бюджета г. Москвы.
Из условий вопроса следует, что средства из бюджета г. Москвы Ваша организация не получает, поэтому считаем, что оснований для применения данной льготы не имеется.
Из прямого прочтения иных положений ст. 4 Закона N 64, на наш взгляд, также следует, что у Вашей организации отсутствуют основания для освобождения от уплаты Налога, исчисленного в отношении теплоходов, состоящих на учете в г. Москва.
Если Ваша организация примет решение не применять льготу в отношении судов, зарегистрированных в РМРС, тогда необходимо учитывать следующее.
Статья 385 НК РФ предусматривает, что организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает Налог (авансовые платежи по Налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.
Местом нахождения водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) является место государственной регистрации транспортного средства (пп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ).
Так как суда, входящие в РМРС, зарегистрированы в г. Санкт-Петербурге, полагаем, что уплату Налога (авансовых платежей по нему) необходимо осуществлять также в бюджет г. Санкт-Петербурга (если на данные суда у налогоплательщика нет указанных выше определенных документов).

К сведению:
С отчетности за 2017 год утверждены: новые формы налоговой декларации и расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, порядок их заполнения и электронный формат (приказ Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@).
Прежние формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также порядок их заполнения и электронные форматы, утвержденные приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895, утратили силу с 13.06.2017.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

5 июля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики