Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

27.07.2017
ВОПРОС:
Организация (АО) является собственником нежилого помещения в многоквартирном жилом доме (далее - МКД). Нежилое помещение было передано в 2004 году в аренду ИП, который использует его как магазин. У ИП заключен договор на вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО) с другой организацией, в мусорные контейнеры МКД ИП свой мусор не сбрасывает. В настоящее время управляющая организация (ООО, далее - УК) требует от АО внести плату за предыдущие 3 года за содержание и ремонт общего имущества дома, в том числе и за вывоз ТБО.
Письменный договор управления МКД между управляющей организацией и АО не заключался, в общем собрании собственников по выбору способа управления МКД и управляющей организации АО не участвовало, копий решений общего собрания не получало.
Правомерны ли требования УК? Как рассчитывается плата за вывоз и утилизацию ТБО?
Каков порядок выбора УК и установления платы за сбор и вывоз ТБО?
ОТВЕТ:

1. Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 486-ФЗ, вступил в силу 29.01.2016) предусмотрен поэтапный ввод новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
В соответствии с п. 8 ст. 23 Федерального закона N 486-ФЗ, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за обращение с ТКО включена в плату за коммунальную услугу. При этом обязанность по внесению платы за обращение с ТКО наступает при наличии соглашения, заключенного между органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) и утвержденного на территории субъекта РФ единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, но не позднее 1 января 2019 г.
Таким образом, до 1 января 2019 г. установлен переходный период, позволяющий субъектам РФ по мере готовности переходить на новую систему обращения с ТКО, при которой обращение с ТКО должно осуществляться только по договорам с региональным оператором. Для этого субъектам РФ необходимо выполнить следующие мероприятия:
1) в течение 2017 года:
- с учетом четырех сезонов (весна, лето, осень, зима) разработать и установить нормативы накопления ТКО;
- утвердить региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО;
- скорректировать территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО;
- подготовить документацию по отбору региональных операторов и проекты соглашений по обращению с ТКО;
2) не позднее 1 мая 2018 г. - заключить соглашения с региональными операторами об организации деятельности по обращению с ТКО;
3) до 1 июля 2018 г. - обеспечить направление предложений в орган регулирования об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО;
4) не позднее 1 января 2019 г. - обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО.
На время переходного периода до начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО) не относятся к коммунальным услугам, в связи с чем плата за сбор и вывоз таких отходов входят в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ (решение Верховного Суда РФ от 21.11.2007 N ГКПИ07-985).
Согласно ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с момента перехода на новое регулирование в области обращения с ТКО на территории субъекта РФ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО обеспечиваются региональными операторами в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами (смотрите Разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 января 2017 г. "Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в 2017-2019 годах").
2. В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме (далее - собственники) обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом (далее - МКД):
1) непосредственное управление собственниками помещений в МКД, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
4) управление управляющей организацией.
Способ управления МКД выбирается на общем собрании собственников и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ). При выборе на общем собрании способа управления МКД управляющей организацией собственники одновременно выбирают саму управляющую организацию, с которой каждый собственник заключает договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ). Общее собрание собственников проводится в соответствии со ст.ст. 44-48 ЖК РФ.
Решения, принятые общим собранием собственников, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников собственником или лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении МКД, определенном решением общего собрания собственников и доступном для всех собственников, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений. Протоколы общих собраний собственников и решения собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением общего собрания (ч.ч. 3, 4 ст. 46 ЖК РФ).
Решение общего собрания собственников о выборе управляющей организации, принятое в установленном ЖК РФ порядке, является обязательным для всех собственников до признания его недействительным судом, в том числе и для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Вместе с тем собственники, не участвовавшие в общем собрании или голосовавшие против принятия решения о выборе управляющей организации, если этим решением нарушены их права и законные интересы и оно принято с нарушением требований ЖК РФ, вправе оспорить такое решение в суде. Заявление по обжалованию решения общего собрания о выборе управляющей организации может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанные собственники узнали или должны был узнать об этом решении. Суд вправе оставить обжалуемое решение общего собрания в силе, если:
- голосование указанных собственников не могло повлиять на его результаты;
- допущенные нарушения не являются существенными;
- принятое решение не повлекло за собой причинение убытков подателю жалобы (ч.ч. 5, 6 ст. 46 ЖК РФ, смотрите также определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2013 г. N 1974-О).
В случае, если собственники не выбрали способ управления или если принятое решение о выборе способа управления МКД не было реализовано, отбор управляющей организации осуществляется органами местного самоуправления путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном постановление Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 (ч. 4 ст. 161 ЖК РФ). По итогам этого конкурса собственники обязаны заключить договор управления МКД с выигравшей конкурс управляющей организацией (ч. 5 ст. 161 ЖК РФ).
3. Частью 1 ст. 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно п.п. "а" п. 16, п.п. "а" п. 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества при управлении МКД управляющей организацией обеспечивается собственниками за счет собственных средств путем заключения договора управления МКД с управляющей организацией.
Размер платы за содержание жилого помещения в МКД, которым управляет управляющая организация, определяется на общем собрании собственников, которое проводится в порядке, установленном ст.ст. 45-48 ЖК РФ, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 Правил N 491).
Частью 7 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за жилое помещение этой управляющей организации.
В соответствии с п.п. "д" п. 11 Правил N 491 (в ред. от 01.01.2017 г.) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и его технического состояния, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения МКД включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в МКД. Сбор и вывоз ТБО является составной частью деятельности управляющих организаций по содержанию общего имущества МКД. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД устанавливаются общим собранием собственников или в случае, указанном в п. 34 Правил N 491, органом местного самоуправления как одна величина. При этом стоимость отдельных работ должна указываться только в прилагаемом к договору управления МКД перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ) (письмо Министерства регионального развития РФ от 06.03.2009 N 6177-АД/14).
С учетом вышеизложенного в рассматриваемой ситуации требование управляющей организации о внесении платы за содержание и ремонт общего имущества МКД, включающей в себя плату за сбор и вывоз ТБО, на наш взгляд, являются правомерным. Отсутствие у АО письменного договора управления МКД с управляющей организацией не освобождает АО от несения бремени содержания общего имущества МКД. Наличие у предпринимателя, арендующего у АО нежилое помещение, отдельного договора на вывоз ТБО, заключенного с другим предпринимателем, само по себе не влияет на правоотношения по содержанию общего имущества МКД, участником которых предприниматель не является.
Одновременно сообщаем, что данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества

6 июля 2017 г.

 

Все консультации данной рубрики