Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

30.01.2012
ВОПРОС:
Согласно Положению ЦБР от 12.10.2011 N 373-П приходный и расходный кассовые ордера, заверительная надпись о количестве листов кассовой книги подписываются главным бухгалтером и (или) руководителем, кассиром.
Имеют ли право подписывать кассовые документы иные лица, уполномоченные распорядительным документом руководителя?
Правомерно ли ведение одной кассовой книги, учитывающей как обычные платежи, так и платежи, принятые банковским платежным агентом?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Кассовые документы могут быть подписаны иными лицами, уполномоченными распорядительным документом руководителя.
Ведение одной кассовой книги и по операциям, связанным с исполнением обязанностей платежного агента, и для учета движения собственных денежных средств не допустимо.

Обоснование вывода:
Согласно п. 2.2 Положения ЦБР от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (далее - Положение) приходный кассовый ордер 0310001 подписывается главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, кассиром.
Расходный кассовый ордер 0310002 подписывается руководителем, а также главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем, кассиром.
В случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем кассовые документы подписываются руководителем.
В отличие от ранее действовавшего порядка, возможность делегирования руководителем организации права подписи приходного и расходного кассовых ордеров другим лицам Положением прямо не предусмотрена, однако согласно п. 2.1 Положения кассовые документы юридического лица, индивидуального предпринимателя оформляются:
- главным бухгалтером;
- бухгалтером или другим работником (в том числе кассиром), определенным руководителем по согласованию с главным бухгалтером (при наличии) путем издания распорядительного документа юридического лица, индивидуального предпринимателя (далее - бухгалтер);
- руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера).
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в этой статье. Обязательными реквизитами первичного документа, в частности, являются:
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи и их расшифровки (включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники) (смотрите также п. 2.5 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Минфином СССР от 29.07.1983 N 105 по согласованию с ЦСУ СССР) и п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н)).
Унифицированные формы КО-1 "Приходный кассовый ордер", КО-2 "Расходный кассовый ордер", КО-4 "Кассовая книга" (утверждены постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88) признаются первичными документами, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами. Из форм этих документов и порядка их заполнения также следует, что в них необходимо наличие подписи главного бухгалтера (бухгалтера, руководителя).
На основании п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания, своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. По нашему мнению, при заполнении данных документов должны стоять подписи именно тех лиц, которые и будут непосредственно исполнять операции по приему (выдаче) денежных средств, контролю правильности заполнения кассовой книги, по приему и оприходованию денег по кассе. При этом в строке "главный бухгалтер" (в строке "бухгалтер", в строке "руководитель") должна стоять подпись лица, исполняющего обязанности главного бухгалтера (бухгалтера, руководителя).
В силу п. 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Согласно п. 8 Положения о главных бухгалтерах (утверждено постановлением СМ СССР от 24.01.1980 N 59; далее - Положение о главных бухгалтерах) на время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) права и обязанности главного бухгалтера переходят к его заместителю, а при отсутствии последнего - к другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по объединению, предприятию, организации, учреждению.
Несмотря на то, что в п. 2.2 Положения прямо не сказано, что приходный и расходный кассовый ордер могут подписываться иными уполномоченными лицами, учитывая приведенные нормы, полагаем, что в случае отсутствия главного бухгалтера (руководителя) подписать указанные документы также могут иные лица, уполномоченные приказом.
Аналогичная ситуация и с кассовой книгой (книгой учета принятых и выданных кассиром денежных средств). Согласно п. 2.5 Положения заверительная надпись о количестве листов кассовой книги 0310004 (книги учета принятых и выданных кассиром денежных средств 0310005) подписывается руководителем и главным бухгалтером, а при отсутствии главного бухгалтера - только руководителем и скрепляется оттиском печати юридического лица, оттиском печати (при наличии) индивидуального предпринимателя. Однако, по нашему мнению, в случае отсутствия главного бухгалтера (руководителя) подписать указанные документы также могут иные лица, уполномоченные приказом.
При оформлении первичных документов по кассовым операциям необходимо правильно заполнить все реквизиты, предусмотренные унифицированными формами этих документов.
Поскольку в документах по учету кассовых операций не допускается удаление отдельных реквизитов, полагаем, что в случае подписания кассовых документов иным уполномоченным лицом в графе "главный бухгалтер" ("бухгалтер", "руководитель") необходимо указать не только его подпись и расшифровку подписи, но и наименование должности лица, подписавшего данные документы, реквизиты документа (приказа), на основании которого уполномоченное лицо наделено правом подписи первичных документов.
Обращаем внимание, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений Банка России по данному вопросу не имеется.

Кассовая книга платежного агента

При определении лимита кассы платежные агенты не учитывают денежные средства, полученные ими в кассу при осуществлении указанной деятельности (п. 1.3 Положения). Так как собственником этих денег платежные агенты не являются, они обязаны их сдавать в банк для зачисления в полном объеме на специальный банковский счет (ч. 15 ст. 4 Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" N 103-ФЗ от 03.06.2009). В рамках деятельности платежного агента оформляются отдельные приходные кассовые ордера (п. 3.3. Положения). Платежный агент в соответствии с п. 5.1 Положения ведет кассовую книгу для учета своих кассовых операций, как юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также другую кассовую книгу для учета движения денежных средств, в рамках вида деятельности платежного агента.
Таким образом, ведение одной кассовой книги, и по операциям, связанным с исполнением обязанностей платежного агента, и для учета движения собственных денежных средств не допустимо.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

12 января 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики