Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
08.08.2017
- В бюджетном учреждении бухгалтерия за счет краевых средств (субсидии на выполнение муниципального задания) удерживает из зарплаты работников согласно их заявлениям денежные средства за питание по статье КОСГУ 211. Восстановить их необходимо на лицевой счет по предпринимательской деятельности этого же учреждения. Каким документом можно оформить это восстановление, если у бюджетного учреждения для операций с краевыми средствами и для средств от предпринимательской деятельности один расчетный и лицевой счет?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Удержание компенсации за питание сотрудников из заработной платы, выплачиваемой за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания, отражается некассовыми операциями, которые осуществляются без движения денежных средств. Корректировка между видами финансового обеспечения на лицевом счете производится только в бухгалтерском учете и отражается на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
Обоснование вывода:
Для начала отметим, что в случае принятия решения учреждением об удержании из заработной платы компенсации за питание работника по заявлению необходимо учитывать следующее. Статья 137 ТК РФ запрещает любые удержания из заработной платы работника, которые не предусмотрены Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом. Статья 137 ТК РФ содержит закрытый перечень удержаний, которые могут быть произведены из заработной платы сотрудника. Компенсация стоимости питания в данном перечне не поименована. Поэтому полагаем, что заявление работника само по себе не позволяет производить удержание (смотрите, например, Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 11.09.2014 по делу N 33-4498/2014). При этом работник может добровольно внести денежные средства в кассу учреждения или перечислить их на лицевой счет.
В то же время существует позиция, согласно которой заявление с просьбой удержать определенную сумму из заработной платы может являться основанием для удержания (смотрите, например, письмо Роструда от 26.09.2012 N ПГ/7156-6-1). В судебной практике также встречаются примеры, когда суды высказывают аналогичную позицию (смотрите, например, решение Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 25.09.2012 по делу N 2-3579/12).
Соответственно, принимая решение о подобном удержании средств из заработной платы, учреждению следует проанализировать все возможные риски.
Принятое решение об удержании из заработной платы работника компенсации стоимости его питания оформляется в порядке, предусмотренном внутренним локальным актом учреждения, регулирующим организацию документооборота и делопроизводства в учреждении.
В частности, может быть предусмотрено, что удержание из заработной платы компенсации стоимости питания производится на основании утвержденного руководителем учреждения заявления работника либо заявления сотрудника, с составлением соответствующего приказа. При этом может быть предусмотрен и порядок согласования подобных документов, например, с юридической службой.
Расчеты по компенсации затрат учреждения, в данном случае стоимости питания сотрудников, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" по коду финансового обеспечения "2" (п.п. 220, 221 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Учет расчетов по удержаниям из заработной платы сотрудников, начисленной в рамках муниципального задания, ведется на счете 0 304 03 000 "Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда" по коду финансового обеспечения "4" и отражается по кредиту данного счета (п. 273 Инструкции N 157н).
Таким образом, в случае удержания из заработной платы суммы компенсации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения образуется дебиторская задолженность по счету 2 209 30 000 и кредиторская задолженность по счету 4 304 03 000.
По причине того, что заработная плата начисляется сотрудникам по коду финансового обеспечения "4", погашение задолженности по компенсации стоимости питания может быть отражено с применением счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" бухгалтерской записью согласно абзацу пятому п. 147 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
Средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и средства, полученные от ведения приносящей доход деятельности, подлежат отражению на "основном" лицевом счете бюджетного учреждения. При этом средства субсидии на выполнение задания и внебюджетные средства учитываются на одном лицевом счете. Ведение учета средств на лицевом счете в разрезе видов финансового обеспечения осуществляется в бухгалтерском учете учреждения.
Операции по удержанию компенсации стоимости питания из заработной платы не приводят к изменению общего остатка средств на "основном" лицевом счете. Вместе с тем в бухгалтерском учете остаток средств на указанном лицевом счете учитывается в разрезе каждого из источников финансового обеспечения деятельности учреждения. Этим обусловлена необходимость отражения в бухгалтерском учете корректировки остатка по соответствующим аналитическим счетам учета счета 0 201 11 000 "Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства" на сумму недостачи, удержанной из заработной платы. В данном случае также применяется счет 304 06.
В такой ситуации факт удержания денежных средств за питание из заработной платы сотрудников в бухгалтерском учете отражается некассовыми операциями, которые осуществляются без движения денежных средств. То есть происходит одновременное погашение дебиторской и кредиторской задолженностей, начисленных по разным КФО, при этом деньги не поступают ни на лицевой счет, ни в кассу учреждения.
На основании изложенного можно сделать следующий вывод: при удержании компенсации за питание сотрудников из заработной платы, выплачиваемой за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания, никаких операций относительно лицевого счета проводить не нужно. Корректировка между видами финансового обеспечения на лицевом счете производится только в бухгалтерском учете. Данная операция отражается на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 2 209 30 560 Кредит 2 401 10 130
- отражена задолженность по компенсации затрат учреждения в сумме стоимости питания, подлежащей удержанию;
2. Дебет 4 302 11 830 Кредит 4 304 03 730
- отражено удержание суммы на оплату питания из заработной платы;
3. Дебет 4 304 03 830 Кредит 4 304 06 730
Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 30 660
- отражено погашение задолженности по компенсации затрат при удержании из заработной платы, начисленной в рамках иного вида финансового обеспечения деятельности;
4. Дебет 4 304 06 830 Кредит 4 201 11 610
увеличение забалансового счета 18 (по коду вида источников финансирования дефицитов бюджетов и КОСГУ 610),
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730
увеличение забалансового счета 17 (по коду вида источников финансирования дефицитов бюджетов и КОСГУ 510)
- отражена корректировка остатка на счете 0 201 11 000 по соответствующим кодам финансового обеспечения на сумму произведенных удержаний из заработной платы.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
20 июля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним