Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

10.08.2017
ВОПРОС:
Объекты (здания и нежилые помещения) предприятия находятся на территории стороннего предприятия (аэропортов (аэродромов)), то есть для того, чтобы приехать до объектов предприятия (автотранспортным средством, осуществляющим какие-либо работы, автотранспортным средством предприятия и т.д.) через контрольно-пропускной пункт, стороннее предприятие обязывает предприятие заключать договор на приобретение пропусков на возмездной основе. Предприятие считает, что взимание платы за оформление пропусков на такую территорию неправомерно, так как она включена в авиационные сборы. Каково правовое заключение по данной ситуации для направления претензии в адрес стороннего предприятия и последующего обращения в суд (без оценки судебной перспективы споров)?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм собственник вправе ограничить использование другими лицами принадлежащего ему имущества.

Пунктом 1 ст. 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Поскольку иное не предусмотрено ГК РФ или иным законом, в отсутствие добровольно принятого обязательства упомянутое в вопросе предприятие не обязано заключать договор о приобретении пропусков (об обеспечении проезда на территорию аэропорта и т.д.), в том числе на возмездной основе. Однако это не означает автоматически возможность беспрепятственного и бесконтрольного проезда на территорию земельного участка, находящуюся в собственности иного лица.

Согласно ст. 12 ГК РФ гражданские право могут быть защищены способами, предусмотренными законом.

Абзацем первым п. 1 ст. 274 ГК РФ определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (абзац второй п. 1 ст. 274 ГК РФ).

Отметим, что, поскольку право хозяйственного ведения относится к вещным правам, государственное или муниципальное унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ (п. 1 ст. 216, ст. 294 ГК РФ), унитарное предприятие, как мы полагаем, также не лишено права требовать установления сервитута в отношении земельного участка, принадлежащего другому лицу, в целях использования таким предприятием принадлежащей ему недвижимости, расположенной на этом участке (письмо Минэкономразвития России от 03.11.2009 N Д23-3607, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2016 N 15АП-21254/15).

В соответствии с п. 3 ст. 274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Поэтому, с нашей точки зрения, при рассматриваемых обстоятельствах предприятие принципиально не лишено возможности предложить сторонней организации заключить соглашение об установлении сервитута, а в случае отказа другой стороны или недостижения согласия по условиям сервитута - обратиться в суд с требованием установить сервитут в отношении земельного участка, необходимого для проезда к объектам недвижимого имущества, которые принадлежат предприятию. Обоснованность такого требования будет оцениваться судом с учетом конкретных обстоятельств спора (смотрите, например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2011 по делу N А33-2039/2010 и от 26.02.2010 по делу N А33-15755/2008, апелляционное определение Брянского областного суда от 07.05.2013 по делу N 33-1248/13).

Обратим внимание, что по общему правилу сервитут является платным. Согласно п. 5 ст. 274 ГК РФ собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Вместе с тем применительно к вопросу о беспрепятственном проезде на территорию таких объектов, как аэропорты и аэродромы, нельзя не отметить следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 83 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) на службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, органы внутренних дел, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченные органы, наделенными этим правом федеральными законами, возлагается обязанность по обеспечению авиационной безопасности.

Авиационная безопасность обеспечивается в том числе посредством предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома (пп. 1 п. 2 ст. 84 ВК РФ).

Пункт 10 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (утверждены приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 N 142, далее - Правила) предусматривает организацию в аэропорту пропускного и внутриобъектового режима в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму (далее - инструкция), утверждаемой администрацией аэропорта.

Согласно п. 11 Правил авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, обязаны соблюдать требования инструкции.

В соответствии с п. 14 Правил авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, сотрудники пограничных, таможенных и иных органов, осуществляющих государственный контроль, а также автотранспорт допускаются в контролируемую зону аэропорта по пропускам установленного в данном аэропорту образца и в соответствии с требованиями инструкции.

Лица сторонних организаций и посетители в контролируемую зону аэропорта допускаются в установленном инструкцией, утвержденной уполномоченным администрацией аэропорта должностным лицом, порядке по разовым или временным пропускам с указанием конкретного сектора(ов) допуска (п. 15 Правил).

Таким образом, аэропорты (аэродромы) относятся к объектам, часть территории которых (контролируемая зона) ограничена в доступе нормативным установлением пропускного режима. Установление сервитута в отношении земельных участков, входящих в контролируемую зону подобных объектов, не может обеспечить осуществление владельцем недвижимости права на беспрепятственный проезд (проход) на земельный участок, так как сервитут не исключает необходимости руководствоваться требованиями пропускного режима (смотритпе также постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2016 N 05АП-1571/16).

Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемой ситуации предприятие усматривает нарушение своих прав во взимании с него платы за оформление пропусков с целью доступа в контролируемую зону аэропорта (аэродрома).

Согласно п. 3.2 Перечня и правил формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (утверждены приказом Минтранса РФ от 17.07.2012 N 241, далее - Перечень и правила) к аэропортовым сборам относится сбор за обеспечение авиационной безопасности, включая осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту.

Как следует из п.п. 1.1, 1.13 Перечня и правил, п.п. 1, 8 Правил взимания рассчитанной на основе тарифов и сборов платы за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (утверждены приказом Минтранса РФ от 17.07.2012 N 241), аэропортовые сборы взимаются с юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ, - владельцев воздушных судов, а также с граждан РФ, пользующихся услугами на маршрутах и/или в аэропортах.

Подпунктом 3.2.1 п. 3.2 Перечня и правил установлено, что в стоимостную основу ставок сбора за обеспечение авиационной безопасности не включается стоимость пропусков, выдаваемых организациям и физическим лицам, не являющимся плательщиками данного сбора и адрес (местонахождение) которых располагается за пределами контролируемой территории аэропорта.

Поэтому, с нашей точки зрения, вопрос об обоснованности взимания с предприятия платы за оформление пропусков с целью проезда на территорию аэропорта, относящуюся к контролируемой зоне, в рассматриваемой ситуации может быть решен в зависимости от того, является ли это предприятие плательщиком авиационных сборов, в частности, сбора за обеспечение авиационной безопасности. Если предприятие является таким плательщиком, взимание с него указанной платы неправомерно, поскольку при ее расчете учитывается стоимость пропусков (решение Хабаровского УФАС России от 07.07.2015 N 12). Если же предприятие не является эксплуатантом воздушных судов, не оплачивает сбор за обеспечение авиационной безопасности и его место нахождения располагается за пределами контролируемой территории аэропорта, обеспечение проезда на территорию аэропорта с условием об оплате предприятием стоимости пропусков, как мы полагаем, само по себе не нарушает требований законодательства, так как из приведенных выше нормативных правовых актов не следует, что пропуска таким организациям должны выдаваться без взимания платы (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 21.10.2015 N Ф02-5602/15, решение Белгородского УФАС России от 23.12.2015 N 339-15-А3).

Однако в спорной ситуации обоснованность установления платы за выдачу пропусков на территорию аэропорта, как и размер такой платы, может стать предметом судебного разбирательства. Окончательное решение может быть принято судом исходя из его собственной правовой оценки всех обстоятельств спора (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014 N 05АП-9095/14).

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ерин Павел

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

 

20 июля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Все консультации данной рубрики