Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
15.08.2017
- В 2014 году казенным учреждением заключен государственный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции объекта. В 2015 году было заключено дополнительное соглашение об уменьшение цены контракта по пп. "б" части 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В II квартале 2016 года произошло уменьшение ранее доведенных до государственного заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, в связи с чем стороны заключили дополнительное соглашение об изменении условий контракта (срок его исполнения продлился до 2020 года и увеличилась цена в пределах 10% от цены контракта). При расчете начальной (максимальной) цены контракта применялся индекс-дефлятор с учетом ввода объекта в 2016 году. Может ли казенное учреждение повторно увеличить цену контракта с учетом применения новых индексов-дефляторов в связи с переносом сроков окончания строительства? Если увеличение цены контракта было произведено менее 10% (на 9,2%), можно ли дополнительно увеличить цену на оставшиеся 0,8%? От какой цены контракта следует производить расчет в данном случае? Не противоречит ли законодательству увеличение цены контракта в связи с сокращением лимитов бюджетных обязательств?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В настоящее время законодательство не предусматривает возможности изменения цены контракта путем непосредственного применения индекса-дефлятора.
Прямого запрета на увеличение цены контракта в связи с сокращением лимитов бюджетных обязательств законом не установлено.
Изменение цены контракта в связи с сокращением лимитов бюджетных обязательств не исключает возможности ее последующего изменения по иным предусмотренным законом основаниям, возникшим позднее.
Обоснование вывода:
1. По общему правилу цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее - Закон N 44-ФЗ). Основания, по которым допускается изменение условий контракта (в том числе его цены) в период исполнения контракта, перечислены в ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Перечень этих оснований является исчерпывающим (письмо Минэкономразвития России от 28.01.2015 N Д28и-161).
Названные положения Закона N 44-ФЗ не предусматривают возможности изменения цены контракта путем прямого применения тех или иных коэффициентов или индексов (в том числе индекса-дефлятора). Данный индекс может учитываться при определении начальной (максимальной) цены контракта (п. 6.4 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567). Однако законодательство не дает оснований для корректировки цены контракта в период его исполнения с учетом индекса-дефлятора, в том числе в связи с изменением иных условий контракта (в частности сроков выполнения работ).
Отметим, что ранее возможность изменения цены контракта с учетом индекса-дефлятора была предусмотрена для некоторых категорий контрактов, срок исполнения которых завершался в 2015 и 2016 годах (включая контракты на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов капитального строительства). Однако в настоящее время соответствующие положения утратили силу (ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.03.2015 N 198, п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 191).
2. Пункт 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускает изменение по соглашению сторон условий контракта (в том числе цены) в связи с уменьшением ранее доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств.
В данной норме не уточняется, возможно ли при указанных в ней обстоятельствах лишь уменьшение цены контракта, либо также допускается ее увеличение. Частью второй ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Методикой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1090, урегулирован порядок сокращения количества товара (объема работы (услуги) при уменьшении цены контракта в связи с сокращением лимитов бюджетных обязательств. Однако ни из этой, ни из какой-либо другой нормы закона прямо не следует, что запрещается увеличение цены контракта по данному основанию (например с учетом одновременного увеличения срока выполнения работ и предполагаемых показателей инфляции в соответствующие периоды).
К сожалению, нам не удалось обнаружить каких-либо разъяснений или правоприменительной практики, которые подтверждали бы или опровергали правомерность увеличения цены контракта в связи с сокращением лимитов бюджетных обязательств.
3. Законодательство не устанавливает максимального предела изменения цены контракта в связи с сокращением лимита бюджетных обязательств и не содержит запрета на повторное изменение условий контракта по этому же основанию. Следовательно, при сокращении лимитов бюджетных обязательств не исключено изменение цены контракта и более чем на 10% (как однократно, так и последовательно).
Вместе с тем полагаем, что неоднократное изменение цены контракта в связи с сокращением лимитов бюджетных обязательств возможно лишь при условии, что это основание каждый раз возникает вновь (то есть в случае нескольких последовательных сокращений лимитов бюджетных обязательств). Повторное изменение условий контракта на основании одного и того же сокращения лимитов бюджетных обязательств, на наш взгляд, не соответствует п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 21.07.2015 N Д28И-2185).
Отметим также, что изменение условий контракта по одному из оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, не исключает возможности его последующего изменения по другим основаниям, установленным этой нормой, если они возникли впоследствии. В частности, в рассматриваемом случае после изменения условий контракта в связи с сокращением лимитов бюджетных обязательств стороны не лишены возможности увеличить цену контракта в пределах 10% при возникновении потребности в дополнительных товарах (работах, услугах) (при условии, что возможность такого изменения предусмотрена документацией о закупке и контрактом) (пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). На наш взгляд, в такой ситуации указанный 10-процентный порог следует исчислять исходя из текущей цены контракта, сформировавшейся в результате всех предшествующих изменений.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий
Ответ прошел контроль качества
28 июля 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним