Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

17.08.2017
ВОПРОС:
Муниципальному автономному учреждению учредитель (администрация города) планирует выделить денежные средства на ремонт крыши здания, в котором находятся нежилые помещения, закрепленные за учреждением на праве оперативного управления. Учреждение будет осуществлять ремонт части крыши здания над помещениями учреждения. Собственником помещений является Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города. Денежные средства будут выделены как субсидия на выполнение муниципального задания. Согласно какому закону (Федеральному закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" или Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") учреждение обязано произвести закупку строительных работ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В приведенной ситуации оснований для применений Закона N 44-ФЗ не имеется. Закупка должна осуществляться в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

 

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) этот федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в частности, автономными учреждениями.

В силу п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ этот федеральный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг (далее также - закупки) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

В свою очередь, п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ относит к заказчикам государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки в соответствии с ч.ч. 1 и 2.1 ст. 15 этого федерального закона.

Таким образом, автономное учреждение не является заказчиком при осуществлении закупок в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Данный федеральный предусматривает лишь один случай, когда автономное учреждение обязано при закупках товаров, работ и услуг руководствоваться его положениями. Частью 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ установлено, что при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ) и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения этого федерального закона, регулирующие отношения, указанные в п.п. 1-3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Среди субсидий, предоставляемых автономным учреждениям, БК РФ выделяет субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания и субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (ч. 1 ст. 78.1, ч. 1 ст. 78.2 БК РФ).

Исходя из приведенных норм, контролирующие органы в своих разъяснениях подчеркивают, что автономные учреждения применяют положения Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг за счет средств, являющихся в соответствии с положениями БК РФ ассигнованиями на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, во всех остальных случаях автономные учреждения при закупке применяют положения Закона N 223-ФЗ (письма Минэкономразвития России от 05.10.2016 N Д28и-2721, от 24.04.2014 N Д28и-685, Минфина России от 29.12.2014 N 02-02-08/68298).

Правилами ст. 78.2 БК РФ предусматривается возможность предоставления автономным учреждениям субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее - субсидии на капитальные вложения) с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений. В соглашении о предоставлении субсидии указывается цель ее предоставления, объем субсидии с разбивкой по годам в отношении каждого объекта, на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которого предоставляется субсидия, сроки строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения соответствующего объекта и т.д. При этом в договоры, заключенные в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, подлежащие оплате за счет субсидии, включается условие о возможности изменения размера и (или) сроков оплаты и (или) объема работ в случае уменьшения в соответствии с БК РФ получателю бюджетных средств ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии (ч.ч. 1, 4, 5 ст. 78.2 БК РФ).

Положения БК РФ не раскрывают содержание понятия "капитальные вложения". Из содержания ст. 78.2 БК РФ следует, что осуществление учреждениями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность предусматривает последующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений. В п. 27 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, приведен исчерпывающий перечень оснований для изменения первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов, в том числе:

- достройка;

- дооборудование;

- реконструкция;

- модернизация.

Возможность изменения первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов, числящихся в балансовом учете муниципальных учреждений, в иных случаях (в частности по результатам капитального ремонта) не предусмотрена.

Данная позиция согласуется также с требованиями Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н. Предоставление субсидий автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства в государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность отражается по группе видов расходов 400 "Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности":

- 406 "Приобретение объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями";

- 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями".

Расходы на проведение ремонтных работ в составе расходов на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности по группе видов расходов 400 не поименованы. Таким образом, расходы на капитальный ремонт к капитальным вложениям не относятся.

Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) определяет строительство как создание зданий, строений, сооружений, а реконструкцию объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (п.п. 13, 14 ст. 1 ГрК РФ). Очевидно, что ремонт крыши здания не относится к строительству. Поскольку такой ремонт, в том числе сопровождающийся заменой части площади крыши, не приводит ни к изменению параметров здания, ни к замене или восстановлению его несущих строительных конструкций, он не может быть охарактеризован и как реконструкция.

Кроме того, как следует из вопроса, целевым назначением субсидии, предоставленной автономному учреждению, является финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, а не осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства.

С учетом изложенного полагаем, что при осуществлении закупок за счет средств такой субсидии автономное учреждение не обязано руководствоваться процедурами, предусмотренными Законом N 44-ФЗ. Следовательно, в приведенной ситуации закупка должна осуществляться в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Аналогичный подход можно обнаружить и в правоприменительной практике (письма Минэкономразвития России от 16.12.2015 N Д28и-3799, от 20.07.2015 N Д28и-2053 и от 17.07.2015 N Д28и-2052, Минфина России от 29.12.2014 N 02-02-04/68092, постановление АС Центрального округа от 24.05.2016 N Ф10-1291/16).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

 

27 июля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Все консультации данной рубрики