Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

17.08.2017
ВОПРОС:
Распространяется ли действие подп. 8 п. 1 ст. 158 БК РФ в части обязанности территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) определять порядок утверждения бюджетных смет для своих филиалов, не являющихся юридическими лицами (ТФОМС уровня субъекта, главным распорядителем не является; у филиалов открыты отдельные лицевые счета, они наделены полномочиями по ведению бюджетного учета)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Учитывая нормы бюджетного законодательства, а также возникшие правоотношения между головным учреждением и его филиалами, полагаем, что в рассматриваемой ситуации у ТФОМС возникает обязанность по определению порядка утверждения бюджетных смет для филиалов.

Обязанность по составлению и утверждению смет для филиалов учреждения прямо предусмотрена п. 8 Приказа N 112н.

 

Обоснование вывода:

В соответствии с п.п. 2, 8 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 236-ФЗ) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) по осуществлению полномочий, переданных в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 326-ФЗ, предоставляет субвенции из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов (далее - ТФОМС) для финансового обеспечения осуществления полномочий, переданных в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 326-ФЗ, а также согласовывает нормативы расходов на обеспечение выполнения ТФОМС своих функций.

Методические указания согласования ФФОМС нормативов расходов на обеспечение выполнения ТФОМС своих функций утверждены Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 15.05.2013 и доведены письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.05.2013 N 4039/21-и (далее - Методические указания). Данные Методические указания разработаны в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 7 Закона N 326-ФЗ и Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Методическими указаниями установлены перечень документов для согласования нормативов, формы, в которых приводятся данные о планируемых расходах на выполнение управленческих функций ТФОМС на очередной финансовый год с учетом филиалов и требования к формированию нормативов расходов.

Действительно, Методическими указаниями разработка порядка составления смет, как и составление смет не предусмотрены. Однако ФФОМС также было доведено письмо от 18.03.2013 N 2385/101-и "О направлении методических указаний". Согласно п. 1.3 письма данные указания используются ТФОМС в том числе в целях рациональной организации работ, оптимизации структуры и финансового обеспечения выполнения функций органа управления территориального фонда. Согласно разделу III письма от 18.03.2013 N 2385/101-и финансово-экономическая деятельность включает в себя в том числе составление сметы расходов на выполнение управленческих функций территориального фонда, его филиалов или представительств, анализ ее исполнения.

Обратимся к определению понятий "главный распорядитель бюджетных средств", "распорядитель бюджетных средств", "получатель бюджетных средств", которые приведены в ст. 6 БК РФ.

Так, главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) может являться в том числе орган управления государственным внебюджетным фондом, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств (смотрите также письмо Минфина России от 21.07.2016 N 02-02-07/43065). Получателем бюджетных средств (средств соответствующего бюджета) может являться также орган управления государственным внебюджетным фондом, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.

В свою очередь, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал не является юридическим лицом. Он наделяется имуществом создавшим его юридическим лицом и действует на основании утвержденного этим юридическим лицом положения (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Исходя из прямого прочтения данных определений, филиал ТФОМС не подпадает под определение получателя бюджетных средств.

В то же время в рассматриваемой ситуации для филиалов открыты отдельные лицевые счета, до них доводятся лимиты бюджетных обязательств, филиалы наделены полномочиями по ведению бюджетного учета, самостоятельно осуществляют платежи. Принимая во внимание данные факты, можно сделать вывод о том, что между ТФОМС уровня субъекта и его филиалами образуются правоотношения, по своей правовой и экономической сути аналогичные отношениям между главным распорядителем (распорядителем) средств и получателем бюджетных средств.

Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения утверждены приказом Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н (далее - Приказ N 112н).

Пунктом 8 Приказа N 112н установлена прямая обязанность руководителя учреждения утверждать смету обособленному (структурному) подразделению учреждения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета.

Отметим, что нормы, установленные Приказом N 112н, распространяют свое действие в том числе на органы управления государственными внебюджетными фондами. Соответственно, ТФОМС обязан составлять и утверждать бюджетные сметы для своих филиалов, наделенных полномочиями по ведению бюджетного учета.

В отношении вопроса о необходимости определения порядка утверждения бюджетных смет для филиалов учреждения отметим следующее.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 158, п. 1 ст. 221 БК РФ к полномочиям главного распорядителя (распорядителя) относится определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, в соответствии с Приказом N 112н.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). При этом положения ст. 161 БК РФ распространяются и на органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов (п. 11 ст. 161 БК РФ).

Учитывая нормы бюджетного законодательства, а также возникшие правоотношения между головным учреждением и его филиалами, полагаем, что в рассматриваемой ситуации у ТФОМС возникает обязанность по определению порядка утверждения бюджетных смет для филиалов.

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Киреева Анна

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Суховерхова Антонина

 

27 июля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Все консультации данной рубрики