Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

18.08.2017
ВОПРОС:
Между юридическими лицами был заключен договор аренды транспортных средств без экипажа с ежемесячной арендной платой. Позднее к договору было заключено дополнительное соглашение (по правилам п. 2 ст. 624 ГК РФ), в котором стороны предусмотрели выкуп части имущества при условии выплаты арендатором установленной выкупной стоимости. Одновременно в этом соглашении стороны зачли в выкупную стоимость арендную плату, которую арендатор выплатил за это отчуждаемое имущество за период действия договора аренды. Остальную часть выкупной стоимости имущества арендатор должен выплатить деньгами согласно графику. Впоследствии арендодатель в одностороннем внесудебном порядке отказался от договора, при этом арендатор не исполнил график выплаты выкупной стоимости имущества (денежные средства не перечислял, так как допускал систематические нарушения оплаты самой арендной платы). Имущество полностью возвращено из аренды. На сегодняшний день в бухгалтерском учете арендодателя числится кредиторская задолженность перед арендатором в сумме зачтенной суммы выкупа. Арендатор не согласен что-либо оформлять, финансовое состояние тяжелое. Зачет оплаченной арендной платы в счет выкупной стоимости по дополнительному соглашению к договору аренды проведен на часть суммы оплаченных арендных платежей. В результате зачета и оплаты выкупной стоимости у арендодателя перед арендатором образовалась кредиторская задолженность в связи с тем, что стоимость реализованного имущества меньше оплаченной и зачтенной суммы выкупной стоимости. При этом после зачета продолжала начисляться ежемесячно арендная плата на не выкупаемое имущество. Так у арендатора накопилась сумма не оплаченной арендной платы ("дебиторская задолженность по арендной плате"). Выкуп не состоялся, имущество возвращено, подтверждением расторжения договора аренды и соглашения о выкупе является телеграмма, отправленная арендодателем арендатору, исходя из условий договора аренды. Бухгалтерия бухгалтерские записи (проводки) о расторжении соглашения о выкупе и возврате арендованного имущества не отразила в учете, ссылаясь на то, что нет оснований. Что является основанием для бухгалтерии для аннулирования кредиторской задолженности арендодателя в учете (чтобы осталась только дебиторская задолженность арендатора)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Основанием для аннулирования кредиторской задолженности арендодателя перед арендатором на счетах бухгалтерского учета являются документы, подтверждающие расторжение дополнительного соглашения к договору аренды о выкупе части имущества.

 

Обоснование вывода:

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни (сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (ст. 2 Закона N 402-ФЗ)) подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта (в частности организации, смотрите ст.ст. 2, 3 Закона N 402-ФЗ) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ (смотрите, например, письма Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/879, от 27.05.2014 N 03-03-10/25243), в частности наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, а также подписи данных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Исходя из ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона N 402-ФЗ можно сделать вывод, что руководителем экономического субъекта определяется состав и формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов (смотрите также письма Минфина России от 19.08.2016 N 03-03-06/1/48738, от 09.02.2016 N 03-03-07/6701, от 11.01.2016 N 03-03-06/36).

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (ч. 1 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).

При этом не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей Закона N 402-ФЗ под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки) (ч. 2. ст. 10 Закона N 402-ФЗ).

На основании применяемых экономическим субъектом регистров ведется бухгалтерский учет посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета (ч. 3. ст. 10 Закона N 402-ФЗ).

Таким образом, чтобы отразить событие (сделку, операцию) по расторжению соглашения о выкупе имущества на счетах бухгалтерского учета (чтобы не было кредиторской задолженности арендодателя) бухгалтерии нужны оформленные достоверные первичные учетные документы, которые содержат обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При этом состав и формы этих документов определяет руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

То есть в рассматриваемом случае нужно оформить документ, подтверждающий расторжение дополнительного соглашения к договору аренды о выкупе части имущества, таким документом, полагаем, может быть дополнительное соглашение сторон договора о расторжении (изменении) условий договора (соглашения). Документом, подтверждающим возврат арендованного имущества арендодателю, может быть составленный акт приема-передачи (разработать можно на основании актов о приеме-передаче объектов основных средств по формам N ОС-1, N ОС-1а, N ОС-1б, утвержденным постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).

Напомним, что бухгалтерская справка также может являться одним из первичных документов. При этом наличие реквизитов, перечисленных в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, в указанных документах обязательно.

По нашему мнению, после расторжения договора и возврате имущества сторонам договора целесообразно осуществить сверку взаиморасчетов.

 

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Разработка и утверждение первичных документов для бухгалтерского учета;

- Энциклопедия решений. Возврат арендованного имущества;

- Примерная форма акта возврата арендованного имущества (подготовлено экспертами компании "Гарант");

- Энциклопедия решений. Документальное оформление изменения и расторжения гражданско-правового договора;

- Энциклопедия решений. Акт сверки с контрагентом;

- Энциклопедия решений. Реквизиты акта сверки расчетов с контрагентом;

- Примерная форма акта сверки взаимных расчетов (подготовлено экспертами компании "Гарант").

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

 

25 июля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Все консультации данной рубрики