Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

21.08.2017
ВОПРОС:
Казенное учреждение заключило договор обязательного страхования автогражданской ответственности (далее - ОСАГО) по учитываемому на балансе транспортному средству. Расходы по договору были отражены на счете 401 50 "Расходы будущих периодов" и относились на финансовый результат деятельности учреждения ежемесячно. До истечения действия договора ОСАГО транспортное средство было передано другому учреждению госсектора и, соответственно, списано с балансового учета.
Как отражать в бухгалтерском учете расходы по договору ОСАГО в промежуток времени между передачей транспортного средства и снятием его с учета в органах ГИБДД, если расторжение договора ОСАГО и, соответственно, возврат части страховой премии будут осуществлены только после снятия транспортного средства с учета в органах ГИБДД?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок отнесения расходов будущих периодов по договору ОСАГО на финансовый результат текущей деятельности казенного учреждения зависит от факта действия договора ОСАГО в отношении транспортного средства. Переход права оперативного управления, равно как и снятие транспортного средства с учета в органах ГИБДД, не может служить основанием для изменения порядка бюджетного учета страховой премии в случае, если договор ОСАГО в отношении транспортного средства является действующим.

Обоснование вывода:
Казенные учреждения при организации бюджетного учета руководствуются, прежде всего, положениями:
- "Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н);
- Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н).
На основании п. 302 Инструкции N 157н расходы, начисленные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, являются расходами будущих периодов, которые учитываются на одноименном счете 401 50. На этом счете в случае, когда учреждение не создает соответствующий резерв предстоящих расходов, отражаются расходы, связанные, в частности, со страхованием имущества, гражданской ответственности. Расходы, учтенные на счете 401 50 "Расходы будущих периодов", подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением, в течение периода, к которому они относятся.
Аналогичные положения относительно применяемых корреспонденций счетов бюджетного учета приведены в п. 124 Инструкции N 162н.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены Законом N 40-ФЗ и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
По общему правилу срок действия договора ОСАГО составляет один год (п. 1 ст. 10 Закона N 40-ФЗ). Конкретные моменты начала и окончания срока действия договора указываются в полисе ОСАГО.
Соответственно, казенное учреждение отражает отнесение расходов по договору ОСАГО, учтенных на счете 401 50, на финансовый результат в течение календарного года. В рассматриваемой ситуации такое отнесение затрат производится ежемесячно. Иного механизма по учету затрат в случае действующего договора страхования не предусмотрено. То есть в период действия договора ОСАГО независимо от того, учтено ли транспортное средство на балансе казенного учреждения, производится дальнейшее равномерное отнесение расходов будущих периодов на финансовый результат текущего финансового года.
Вместе с тем необходимо отметить следующее. Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 40-ФЗ при возникновении права владения транспортным средством (в том числе при получении его в оперативное управление) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Другими словами, при переходе права оперативного управления на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан заключить договор обязательного страхования своей гражданской ответственности (смотрите, в частности, п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
Смена собственника (иного правообладателя) транспортного средства является для страхователя (в рассматриваемой ситуации - казенного учреждения) одним из оснований возможного досрочного расторжения договора ОСАГО (абз. 3 п. 1.14 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П, далее - Правила N 431-П). При этом основанием для расторжения договора ОСАГО является не снятие транспортного средства с учета в ГИБДД, а письменное заявление страхователя о досрочном прекращении действия договора ОСАГО и документальное подтверждения факта смены правообладателя транспортного средства, к примеру, распоряжение соответствующего органа о передаче права оперативного управления (ст. 1 Закона N 40-ФЗ, абз. 4 п. 1.16 Правил N 431-П).
В то же время не исключен вариант, когда страхователь в случае смены правообладателя транспортного средства договор ОСАГО не расторгает, о чем в обязательном порядке уведомляет страховщика и в ситуации, когда в договоре ОСАГО указывается ограниченное использование транспортного средства, вносит информацию о новых водителях транспортного средства в полис (п. 8 ст. 15 Закона N 40-ФЗ, п. 1.9 Правил N 431-П). Однако для получателя бюджетных средств данный вариант является небезопасным с точки зрения возможных претензий контролирующих органов по поводу осуществления расходов за счет бюджетных средств. Даже в ситуации, если казенное учреждение заключит с новым правообладателем транспортного средства договор на возмещение понесенных расходов, претензии контролирующих органов не исключены.
Однако окончательное решение по поводу дальнейших действий в отношении действующего договора ОСАГО по транспортному средству, не снятому с регистрационного учета в органах ГИБДД, право оперативного управления по которому прекращено, находится в компетенции уполномоченных должностных лиц учреждения, в частности, юридической службы, руководителя субъекта учета. В бухгалтерском (бюджетном) учете можно лишь отразить возникшие в связи с этим факты хозяйственной жизни.
Учитывая изложенное, приходим к следующему выводу. Порядок отнесения расходов будущих периодов по договору ОСАГО на финансовый результат текущей деятельности казенного учреждения зависит от факта действия договора ОСАГО в отношении транспортного средства. Переход права оперативного управления, равно как и снятие транспортного средства с учета в органах ГИБДД, не может служить основанием для изменения порядка бюджетного учета страховой премии в случае, если договор ОСАГО в отношении транспортного средства является действующим.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Расходы будущих периодов. Счет 401 50 (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Досрочное прекращение договора ОСАГО по инициативе страхователя.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

4 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики