Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
22.08.2017
- Согласно положениям контракта учреждению передаются:
1) на основании акта приема-передачи неисключительные права на программное обеспечение;
2) на основании товарной накладной сертифицированный информационный носитель программного обеспечения (диск, документация, бумажный сертификат);
3) на основании акта сдачи-приемки оказанных услуг услуги по миграции с сертифицированного программного обеспечения для управления инфраструктурой аутентификации.
На какую статью КОСГУ правильно отнести данные расходы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Как услуги по предоставлению неисключительных прав на ПО, так и услуги по миграции с сертифицированного ПО обоснованно могут быть отражены в учете бюджетного учреждения с применением подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Передача сопутствующей документации к программному обеспечению, в том числе сертификатов, является обязанностью поставщика, и они не могут приобретаться и учитываться отдельно от ПО.
Относительно поступления на основании товарной накладной сертифицированного информационного носителя программного обеспечения (диска) профильной комиссией учреждения должна быть проведена работа по определению того, что конкретно предается на основании предоставленного исполнителем первичного документа. В зависимости от принятого ответственными лицами решения в учете учреждения могут быть применены статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов", а также подстатья 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относительно всех или части позиций товарной накладной.
Обоснование вывода:
Учреждения госсектора применяют статьи (подстатьи) КОСГУ исходя из экономического содержания проводимых операций (п. 1 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, далее - Указания N 65н).
Положениями пункта 3 раздела V Указаний N 65н прямо установлено, что расходы на услуги в области информационных технологий, в частности приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение (далее - ПО), подлежат отражению с применением подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Услуги по миграции с сертифицированного ПО для управления инфраструктурой аутентификации прямо не поименованы в перечне относимых на подстатью 226 КОСГУ услуг, однако не возникает сомнений, что данные услуги являются услугами в области информационных технологий. Кроме того, в перечне относимых на иные подстатьи статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ данный вид услуг отсутствует. Соответственно, как услуги по предоставлению неисключительных прав на ПО, так и услуги по миграции с сертифицированного ПО обоснованно могут быть отнесены учреждением на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Относительно передачи на основании товарной накладной сертифицированного информационного носителя ПО (диска) уполномоченным должностным лицам учреждения, прежде всего, следует установить, какой именно вид активов поступает в учреждение. Решение о включении поступающих объектов в состав определенного вида нефинансовых активов, согласно положениям п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), принимается постоянно действующей комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов.
Вместе с тем необходимо отметить следующее. Согласно нормам гражданского законодательства передача прав на материальный носитель не влечет за собой передачи каких-либо прав на нематериальный актив (смотрите часть четвертую ГК РФ). В то же время существует возможность заключения лицензионного договора о предоставлении права использования ПО также путем размещения условий такого договора непосредственно на передаваемом экземпляре с дистрибутивом (диске) (п. 5 ст. 1286 ГК РФ).
Поскольку в рассматриваемой ситуации не исключена последняя возможность, то уполномоченными должностными лицами учреждения, обладающими соответствующими знаниями, должно быть дано четкое заключение о том, что конкретно передает исполнитель по товарной накладной - выделена стоимость только материального носителя ПО (диска) либо стоимость указана общая без выделения стоимости самого диска. Во втором случае такую передачу можно считать передачей неисключительных прав на ПО. В первом случае перед профильной комиссией учреждения должен быть поставлен вопрос о включении соответствующих материальных носителей в состав материальных запасов или основных средств учреждения.
В рассматриваемой ситуации в передаточных документах выделена информация о наличии документации и бумажного сертификата. В этой связи отметим, что Инструкция N 157н не предполагает возможность учета документации к ПО и бумажного сертификата на балансовых или забалансовых счетах. Это прежде всего связано с тем, что учреждением приобретается не документация, а право пользования программным обеспечением. В свою очередь, документация, подтверждающая законность использования ПО, а также различные инструкции для пользователя являются неотъемлемой частью поставляемого ПО.
Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п.п. 66, 333 Инструкции N 157н). По программному продукту, учтенному на счете 01, открывается Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей (форма 0504041) (п. 334 Инструкции N 157н). Соответственно, информация о наличии документации к ПО и бумажном сертификате может быть отражена в данном регистре.
Учитывая изложенное, в бухгалтерском учете затраты на приобретение указанных в вопросе активов будут отнесены на соответствующие коды КОСГУ в зависимости от принятого решения профильной комиссией. Решение должно приниматься на основании анализа условий договора, а также документов, подтверждающих факт передачи ПО (товарная накладная, акты и т.д.). Соответственно, отталкиваясь от осуществляемой хозяйственной операции, в бухгалтерском учете могут быть применены следующие коды КОСГУ для ее отражения:
- статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ - в части стоимости материального носителя (в случае выделения стоимости материального носителя отдельно от стоимости программного обеспечения и принятия решения о включении такого носителя в состав основных средств);
- статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ - в части стоимости материального носителя (в случае выделения стоимости материального носителя отдельно от стоимости программного обеспечения и принятия решения о включении такого носителя в состав материальных запасов);
- подстатья 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ - в части стоимости ПО. Также на данную подстатью могут быть отнесены все расходы на приобретение ПО в сумме, определенной договором в случае, если стоимость носителя в чистом виде не выделена отдельно.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации все расходы по договору могут быть отнесены на подстатью 226 КОСГУ, кроме расходов, связанных с приобретением дисков. При этом, если диски передаются с записанным на них программным обеспечением и стоимость их отдельно не выделена, то оснований для применения статей 310 или 340 КОСГУ у учреждения не возникает.
Отметим, что такой порядок отражения расходов не мешает учреждению в последующем выделить из суммы накладной часть, приходящуюся на оплату материальных носителей, и включить данные объекты в состав основных средств или материальных запасов по решению профильной комиссии. Либо учреждением может быть принято решение об отражении информации о материальном носителе, посредством которого была осуществлена передача неисключительных прав на программное обеспечение, в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (форма 0504041), открытой к программному продукту.
В заключение следует отметить, что порядок учета поступающих в учреждение материальных носителей лицензионного ПО для унификации действий уполномоченных должностных лиц учреждения в таких ситуациях можно закрепить в учетной политике учреждения. В частности, можно отдельно предусмотреть порядок учета материальных носителей для разных ситуаций - когда неисключительные права на ПО передаются отдельно от материальных носителей ПО и вместе с ними (в "упрощенном" порядке).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ);
- Энциклопедия решений. Учет прав, полученных по лицензионному договору (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Учет неисключительных прав на программное обеспечение в госучреждении;
- Энциклопедия решений. Учет платежей госучреждения за право использования программного обеспечения;
- Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 01 "Имущество, полученное в пользование";
- Энциклопедия решений. Определение срока использования программы в целях бухгалтерского учета в госучреждении.
- Энциклопедия решений. Расходы будущих периодов. Счет 401 50 (для госсектора).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
3 августа 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним