Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

24.08.2017
ВОПРОС:
Государственное бюджетное учреждение заключило один договор на поставку для него программного обеспечения (55 000 руб. по КФО 7) и программно-аппаратного обеспечения (20 000 руб. по КФО 5), то есть осуществляется поставка компьютера в сборе с программным обеспечением. Поставщик оформляет единую накладную на данную поставку, в которой двумя строками выделена стоимость программного обеспечения, оплаченного по КФО 7, и компьютера в сборе, оплаченного по КФО 5. Поставщик по условиям договора осуществляет установку компьютера с программным обеспечением в учреждении. Данный программно-аппаратный комплекс подключается к медицинскому оборудованию, учтенному в составе основных средств по КФО 7. Ранее оборудование функционировало без данного программно-аппаратного комплекса. К договору с поставщиком приложено лицензионное соглашение о передаче неисключительных прав на программное обеспечение. Какими бухгалтерскими проводками следует произвести учет данных товаров (на каких счетах, по какой стоимости, в каком количестве и на каком источнике КФО учитывать вышеуказанные товары)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Профильной комиссией учреждения в зависимости от конкретных характеристик и направления использования приобретаемого компьютера и программного обеспечения может быть принято решение как об их учете в качестве самостоятельных объектов, так и об увеличении стоимости медицинского оборудования на стоимость программно-аппаратного комплекса по результатам дооборудования, модернизации объекта нефинансовых активов.
Кроме того, относительно приобретаемого программного обеспечения также может быть принято отдельное решение об учете в составе объекта основных средств или отдельного объекта. В любом случае неисключительные права на программное обеспечение следует учесть на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" по стоимости 55 000,00 руб.
Порядок применения соответствующих кодов КОСГУ, а также КФО будет зависеть от принятого комиссией решения.

Обоснование вывода:
1. Для того, чтобы определить порядок отражения операций в учете бюджетного учреждения в рассматриваемой ситуации, необходимо установить экономическое содержание производимой хозяйственной операции.
Отметим, что профильная комиссия на основании конкретных характеристик поступающего в учреждение объекта, документов поставщика, а также учитывая положения Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), принимает решение по включению объекта в состав тех или иных нефинансовых активов. В рассматриваемой ситуации по итогам исполнения поставщиком своих обязательств в распоряжение учреждения поступает компьютер с установленным программным обеспечением, который используется совместно с медицинским оборудованием учреждения. В такой ситуации в зависимости от конкретных технических и функциональных характеристик объектов профильной комиссией учреждения может быть принято решение об учете поступающих активов в качестве отдельных объектов либо в качестве составной части медицинского оборудования, совместно с которым будет осуществляться использование данного комплекса (п. 34 Инструкции N 157н).
При принятии соответствующего решения комиссии необходимо учитывать следующее. Объектом основных средств, согласно п. 41 Инструкции N 157н, является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. При этом под комплексом конструктивно сочлененных предметов понимается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В рассматриваемой ситуации медицинское оборудование, учитываемое в составе основных средств, использовалось учреждением без приобретаемого компьютера и программного обеспечения. Соответственно, можно сделать вывод о принципиальной возможности функционирования медицинского оборудования без данного комплекса. С другой стороны, подключение компьютера с установленным на нем программным обеспечением может быть вызвано необходимостью улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования медицинского оборудования (мощности, качества применения и т.п.). Если это так и не планируется дальнейшее использование объектов по отдельности, в таком случае речь может идти о модернизации существующего объекта, приводящего к увеличению стоимости медицинского оборудования (согласно п. 27 Инструкции N 157н).
Если же медицинское оборудование планируется использовать как совместно с приобретаемым программно-аппаратным комплексом, так и без него, при этом программно-аппаратный комплекс тоже может осуществлять самостоятельные функции в отрыве от медоборудования, то вполне обоснованно приобретаемый комплекс по решению профильной комиссии может быть учтен в качестве самостоятельного объекта основных средств. Связано это с тем, что он по аналогии с любым другим автоматизированным рабочим местом в таком случае будет удовлетворять критериям учета его в качестве самостоятельного инвентарного объекта, установленным Инструкцией N 157н.
Кроме того, необходимо учитывать, что в случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей - основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждую такую часть следует учитывать как самостоятельный инвентарный объект (п. 45 Инструкции N 157н).
В свою очередь, стоимость программного обеспечения, установленного на компьютер, как правило учитывается при формировании первоначальной стоимости основного средства. Аналогичные разъяснения относительно приобретения программного обеспечения совместно с поставляемым оборудованием давались в письмах Минфина России от 11.11.2016 N 02-07-10/66102, от 21.07.2016 N 02-07-10/43076.
Вместе с тем в данном случае комиссии учреждения, прежде всего, необходимо проанализировать возможность функционирования приобретенного программного обеспечения отдельно от конкретного компьютера, в том числе возможность его установки на другие компьютеры, то есть рассмотреть принципиальную возможность работы приобретенного компьютера и программного обеспечения отдельно друг от друга.
Следует также отдельно остановиться на учете неисключительных прав на использование программного обеспечения, приобретаемых согласно договору с поставщиком. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" (п.п. 66, 333 Инструкции N 157н). Данное правило справедливо и для ситуации, когда стоимость программного обеспечения учтена в первоначальной стоимости объекта основных средств. В рассматриваемой ситуации, согласно условиям договора поставки, стоимость программного обеспечения составляет 55 000,00 руб. Соответственно, неисключительные права на данное программное обеспечение следует учесть дополнительно на забалансовом счете 01 по стоимости 55 000,00 руб.
Таким образом, именно на основании конкретных характеристик и направления использования приобретаемого компьютера и программного обеспечения профильной комиссии и следует принять соответствующее решение. В зависимости от решения комиссии и будет организован порядок отнесения расходов на соответствующие коды КОСГУ в целях бухгалтерского учета.
Так, в случае принятия решения о модернизации медицинского оборудования все расходы следует отражать по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. Если приобретаемые компьютер и программное обеспечение будут учитываться отдельно от медицинского оборудования, в то же время стоимость программного обеспечения будет включена в стоимость компьютера, то расходы в полном объеме следует отражать по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. В случае если программное обеспечение подлежит учету в качестве самостоятельного объекта, то расходы на его приобретение относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
2. Относительно кода вида финансового обеспечения (деятельности), на котором необходимо учесть сформированные за счет разных КФО капитальные вложения в основное средство, необходимо отметить следующее.
В случае принятия профильной комиссией решения об учете приобретаемых активов в качестве самостоятельных объектов учет организуется с применением тех КФО, по которым было осуществлено их приобретение. При этом основное средство (компьютер), приобретенное за счет целевой субсидии, принимается к учету по КФО 4 (письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-11). Перед принятием к учету в качестве инвентарных объектов фактические вложения, сформированные на счете 5 106 01, подлежат переносу на КФО 4. Указанные операции отражаются с использованием счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" (абзац 4 п. 146 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - Инструкция N 174н).
В случае принятия решения об учете компьютера в составе медицинского оборудования или учете стоимости программного обеспечения, приобретенного по КФО 7, в стоимости компьютера, приобретенного за счет целевых средств, учреждению следует иметь в виду, что методология бухгалтерского учета не позволяет учитывать один инвентарный объект по разным кодам вида финансового обеспечения (деятельности). Соответственно, в данном случае есть основания для поднятия вопроса о переносе капитальных вложений в основное средство в размере 20 000 руб., учтенных по КФО 5, на КФО 7 в целях дальнейшего принятия объекта к учету по КФО 7. Поскольку нормативными актами данный вопрос не урегулирован, конкретный порядок отражения бухгалтерских записей в такой ситуации необходимо предусмотреть в учетной политике и согласовать с финансовым органом, на счете которого учреждению открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя) (согласно абзацу 2 п. 4 Инструкции N 174н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

3 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики