Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
28.08.2017
- Организация намерена осуществлять морские перевозки из порта Новороссийск в иностранный порт наливных грузов (нефтепродуктов). Для подтверждения нулевой ставки по ст. 164 НК РФ необходимо собрать пакет документов, в том числе контракт. В сборнике договоров Балтийского и международного морского совета существует несколько типовых договоров.
Каковы особенности налогового учета по налогу на прибыль? Возможно ли отказаться от применения пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ (пп. 33.2 п. 1 ст. 251 НК РФ на рассматриваемую ситуацию не распространяется) и признавать доходы и расходы в общем порядке? Каковы документы, подтверждающие обоснованность применения пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ? Необходимо ли распределение общехозяйственных и внереализационных расходов (например курсовые разницы, услуги банков) при осуществлении организацией других видов деятельности, облагаемых налогом на прибыль в общем порядке, бухгалтерского учета (применение ПБУ 18/02)? Возможно ли применение пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 427 НК РФ (с учетом того, что судно используется для перевозки нефтепродуктов, а не для их хранения и перевалки)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Положения главы 25 НК РФ не предоставляют налогоплательщикам права выбора в отношении применения норм пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ.
Для того чтобы подтвердить правомерность применения положений пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ, налогоплательщику следует иметь документы, подтверждающие факт регистрации судна в Российском международном реестре судов, а также документы, позволяющие подтвердить то, что полученные доходы связаны с использованием судна для перевозок грузов, в которых пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории РФ (договоры и транспортные документы).
Общехозяйственные расходы при осуществлении нескольких видов деятельности при исчислении налога на прибыль подлежат распределению с учетом изложенных ниже особенностей. При этом внереализационные расходы могут учитываться для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке (признаваться в полном объеме).
В бухгалтерском учете организации с учетом изложенных ниже особенностей отражаются постоянные налоговые активы и постоянные налоговые обязательства.
В отношении выплат и вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.
Обоснование позиции:
Налог на прибыль
Объектом налогообложения и налоговой базой по налогу на прибыль для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признается прибыль (ее денежное выражение), которая представляет собой разницу между полученными ими доходами и величиной произведенных ими расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 274 НК РФ).
К доходам, учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в порядке, установленном ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 248 НК РФ). Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, установлен ст. 251 НК РФ.
Так, в соответствии с пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Для целей главы 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории РФ, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.
При этом на основании п. 48.5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией, реализацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
По договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ РФ).
Под судовладельцем в целях НК РФ следует понимать лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании (п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. 8 КТМ РФ).
Соответственно, для целей главы 25 НК РФ судовладельцами могут одновременно являться как арендодатель (собственник судна), так и арендатор судна (лизингополучатель) (письма Минфина России от 23.11.2012 N 03-03-06/1/607, ФНС России от 18.09.2012 N ЕД-4-3/15506@). Следовательно, налогоплательщик, эксплуатирующий от своего имени судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, применяет положения пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ, независимо от того, является он собственником судна или использует его на ином законном основании (письмо Минфина России от 17.08.2012 N 03-03-10/93).
Положения главы 25 НК РФ не предоставляют налогоплательщикам права выбора в отношении применения норм пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ. В этой связи мы полагаем, что в случае, если налогоплательщик будет учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (не будет применять пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ), то это будет являться ошибкой, допущенной при исчислении налоговой базы. Совершение такой ошибки, на наш взгляд, не дает налогоплательщику права учитывать при определении налоговой базы расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией, реализацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (прямой запрет на учет таких расходов установлен п. 48.5 ст. 270 НК РФ).
Положения пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ применяются в том случае, если суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, используются для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории РФ. Если судно используется для осуществления каботажных рейсов, то есть пункт отправления и пункт назначения находятся в пределах РФ, то положения пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ не применяются. Если организация-судовладелец использует судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, как для международных перевозок (один из пунктов находится за пределами РФ), так и для каботажных перевозок, для целей налогообложения прибыли не учитываются доходы, относящиеся непосредственно к деятельности по эксплуатации указанных судов в международных перевозках (письмо Минфина России от 07.10.2013 N 03-03-06/1/41503).
Если организация-судовладелец использует судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, как для международных перевозок (один из пунктов находится за пределами РФ), так и для каботажных перевозок, то ей следует обеспечить в налоговом учете раздельный учет доходов (расходов) от эксплуатации судна в международных перевозках и доходов (расходов), относящихся к эксплуатации судна в каботажных перевозках. В этих целях могут быть использованы данные судового журнала, Правилами ведения которого, утвержденными приказом Минтранса России от 10.05.2011 N 133, предусмотрено внесение в судовой журнал сведений, в том числе, навигационного характера, позволяющих восстановить маршрут плавания судна (письмо Минфина России от 23.11.2012 N 03-03-06/1/607). Пункт 1 ст. 272 НК РФ устанавливает, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (письмо ФНС России от 18.09.2012 N ЕД-4-3/15506@).
Мы полагаем, что для того, чтобы подтвердить правомерность применения положений пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ, налогоплательщику следует иметь документы, подтверждающие факт регистрации судна в Российском международном реестре судов, а также документы, позволяющие подтвердить то, что полученные доходы связаны с использованием судна для перевозок грузов, в которых пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории РФ (договоры и транспортные документы).
В письме Минфина России от 25.05.2007 N 03-03-06/1/320 разъяснено, что:
- в случае если единственным видом деятельности организации является эксплуатация судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, то расходы на выплату заработной платы береговым работникам (руководитель компании, работники бухгалтерии, работники снабжения), на содержание офиса компании, а также иные расходы, связанные с деятельностью компании, следует рассматривать как расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов. Указанные расходы на основании п. 48.5 ст. 270 Кодекса для целей налогообложения прибыли не учитываются (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.03.2010 N Ф07-13574/2009 по делу N А26-4896/2008, от 19.05.2009 N А26-3434/2008);
- в случае если организация, эксплуатирующая суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, осуществляет также и иные виды деятельности, то для целей налогообложения прибыли не учитываются расходы, относящиеся непосредственно к деятельности по эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
- в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Общехозяйственные расходы, которые нельзя непосредственно отнести к конкретному виду деятельности, должны распределяться налогоплательщиком самостоятельно пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. При этом часть общехозяйственных расходов, относящаяся к деятельности по эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, определенная в указанном порядке, для целей налогообложения прибыли не учитывается.
Судебная практика также исходит из необходимости распределения общехозяйственных расходов при осуществлении нескольких видов деятельности (постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.05.2014 N Ф03-1770/14 по делу N А51-31603/2013).
По мнению Минфина России, те внереализационные доходы (расходы), которые непосредственно относятся к деятельности по эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в том же порядке, что и доходы (расходы) судовладельцев, полученные от эксплуатации соответствующих судов (письма Минфина России от 31.03.2016 N 03-03-06/1/18293, от 14.01.2016 N 03-03-06/1/654).
Те внереализационные расходы, которые связаны с несколькими видами деятельности налогоплательщика, в том числе с эксплуатацией судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, и не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному ее виду, в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (письма Минфина России от 05.07.2011 N 03-03-06/1/395, от 16.09.2010 N 03-03-06/1/592).
При этом Минфин России допускает, что курсовые разницы, возникшие от переоценки имущества в виде валютных ценностей, не являются доходами (расходами), указанными в пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 48.5 ст. 270 НК РФ соответственно, и учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Распределение указанных доходов (расходов) между различными видами деятельности налогоплательщика не производится (письма Минфина России от 16.04.2013 N 03-03-06/1/12744, от 05.04.2012 N 03-03-06/1/183, от 05.07.2011 N 03-03-06/1/395, от 16.09.2010 N 03-03-06/1/592, смотрите также постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.12.2010 по делу N А53-30597/2009). Аналогичный подход Минфин России выражает и для расходов в виде процентов по привлеченным кредитам (письма Минфина России от 21.07.2010 N 03-03-06/1/478, от 28.03.2008 N 03-03-06/1/215).
Необходимо отметить, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией (п. 1 ст. 265 НК РФ). Расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, запрет на учет которых установлен п. 48.5 ст. 270 НК РФ, в контексте главы 25 НК РФ являются расходами, связанными с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ), а не внереализационными расходами.
В этой связи в судебной практике можно выделить подход, заключающийся в том, что расходы, перечисленные в п. 1 ст. 265 НК РФ, не являются расходами, указанными в п. 48.5 ст. 270 НК РФ, и учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.12.2016 N Ф08-8854/16 по делу N А53-33805/2015, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 N 15АП-20959/16).
Принимая во внимание п. 7 ст. 3 НК РФ, мы придерживаемся мнения, что внереализационные расходы, являющиеся самостоятельным видом расходов по смыслу главы 25 НК РФ (например курсовые разницы, расходы на услуги банков), в рассматриваемой ситуации могут учитываться для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке (признаваться в полном объеме). Вместе с тем нельзя исключать вероятности того, что при признании в полном объеме внереализационных расходов, которые могут быть квалифицированы в качестве расходов, связанных с международными перевозками (например услуги банка по оформлению паспорта сделки), у налогового органа могут возникнуть претензии к налогоплательщику. При этом о возможности учета таких расходов косвенным образом свидетельствует письмо Минфина России от 30.07.2009 N 03-03-06/1/501.
Бухгалтерский учет
Для учета доходов и расходов от деятельности по осуществлению морских перевозок в рассматриваемой ситуации организации необходимо руководствоваться ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99) и ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 9/99). Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).
Соответственно, доходы, полученные от осуществления морских перевозок посредством использования судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, будут признаваться в бухгалтерском учете в качестве доходов по обычным видам деятельности, а расходы, связанные с этой деятельностью, - в составе расходов по обычным видам деятельности.
Разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой прибылью (убытком) отчетного периода, образовавшаяся в результате применения различных правил признания доходов и расходов, которые установлены в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и законодательством РФ о налогах и сборах, состоит из постоянных и временных разниц (п. 3 ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (далее - ПБУ 18/02).
Доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов, для целей ПБУ 18/02 признаются постоянными разницами (п. 4 ПБУ 18/02).
В соответствии п. 7 ПБУ 18/02 под постоянным налоговым обязательством (активом) понимается сумма налога, которая приводит к увеличению (уменьшению) налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде. Постоянное налоговое обязательство (актив) признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница. Постоянное налоговое обязательство (актив) равняется величине, определяемой как произведение постоянной разницы, возникшей в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством РФ о налогах и сборах и действующую на отчетную дату.
Для целей ПБУ 18/02 сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (убытка) и отраженная в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка), является условным расходом (условным доходом) по налогу на прибыль. Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль равняется величине, определяемой как произведение бухгалтерской прибыли, сформированной в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, установленную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и действующую на отчетную дату (п. 20 ПБУ 18/02).
Для целей ПБУ 18/02 текущим налогом на прибыль признается налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода. При отсутствии постоянных разниц, вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных разниц, которые влекут за собой возникновение постоянных налоговых обязательств (активов), отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, условный расход по налогу на прибыль будет равен текущему налогу на прибыль (п. 21 ПБУ 18/02).
Отметим, что условный расход (доход) по налогу на прибыль (т.е. сумма налога на прибыль, рассчитанная исходя из бухгалтерской прибыли), скорректированный на постоянные и временные разницы, являющийся текущим налогом на прибыль в методологии ПБУ 18/02, будет равен сумме налога на прибыль, рассчитанного по данным налогового учета. Соответственно, необходимость отражения в учете разниц направлена на то, чтобы уравнять налог на прибыль, рассчитанный исходя из бухгалтерской прибыли, с налогом, рассчитанным по данным налогового учета.
С учетом изложенного выше, считаем, что доходы, полученные от эксплуатации судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, не учитываемые в целях налогообложения прибыли, должны формировать постоянный налоговый актив (как сумма налога, которая приводит к уменьшению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде). В свою очередь, расходы на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, должны формировать постоянное налоговое обязательство (как сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде):
Дебет 68 Кредит 99
- отражены соответствующие постоянные налоговые активы (доходы, полученные от эксплуатации судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, умноженные на ставку налога);
Дебет 99 Кредит 68
- отражены соответствующие постоянные налоговые обязательства (расходы на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием, эксплуатацией судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, умноженные на ставку налога).
Отметим также, что одним из возможных вариантов организации раздельного учета операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по разным налоговым ставкам, и сумм "входного" НДС, относящегося к данным операциям, является вариант, предусматривающий использование отдельных субсчетов к счетам бухгалтерского учета, предназначенных для учета выручки, сумм "входного" НДС, активов и затрат. Методика распределения "входного" НДС также, как правило, базируется на соответствующих данных бухгалтерского учета.
Страховые взносы
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, применяются для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах РФ), за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна, - в отношении данных выплат и вознаграждений.
Для плательщиков, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 427 НК РФ, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в течение 2017-2027 годов устанавливаются в размере 0% (пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, используется для грузоперевозок нефтепродуктов, а для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах РФ не используется. В этой связи мы полагаем, что в отношении выплат и вознаграждений за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна организация вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.
При этом необходимо учитывать, что для плательщиков, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6% (за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 428 НК РФ (п. 2 ст. 428 НК РФ)).
Работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) относится к видам работ, указанных в п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ (пп. 9 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ).
Соответственно, плательщики страховых взносов, производящие выплаты членам экипажей судов судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, зарегистрированных в Российском международном реестре, исчисляют и уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, рассчитанные по дополнительному тарифу (смотрите также письмо Минтруда России от 12.09.2014 N 17-4/В-435, определение Верховного Суда РФ от 22.06.2016 N 307-КГ16-6219, материал: Энциклопедия решений. Тарифы страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов с 1 января 2017 года).
Таким образом, плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна в отношении данных выплат и вознаграждений применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные пп. 4 п. 1 ст. 427 НК РФ, но при этом должны также применять в отношении данных выплат дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренные п. 2 ст. 428 НК РФ (в случае наличия результатов специальной оценки условий труда применяются тарифы, предусмотренные п. 3 ст. 428 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
11 августа 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним